Tempora mutantur Et nos mutamur in illis Времена меняются, и мы меняемся вместе с нимиДионисий Катон Сближение веков: правда жизни и правда искусства. Исследователи: Волкова Екатерина Гладырев Дмитрий
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Может ли она быть интересна современному читателю?
«Слову о полку Игореве» более восьми веков. С 1870 года оно изучается в школьных программах. Почему?
Князь Игорь – миф русской истории. Что мы о нём знаем? Пошёл в поход, было затмение, потерпел поражение, попал в плен и бежал. И всё?..
Возникают вопросы: Почему так разноречивы трактовки композиции «Слова…»? Почему А.П. Бородин за основу своей единственной оперы взял именно «Слово…»? Верно ли утверждение, что «Слово…» написал сам Игорь, что «Слово…» - это подделка, созданная в XVII-XVIII веках то ли Н.М.Карамзиным, то ли самим А.И.Мусиным-Пушкиным?
Проблема: Соответствует ли исторический образ художественному?
ГИПОТЕЗА: Исторический и художественный образы должны быть идейно близки.
Цель работы: Qui bene distinquit – bene docetХорошо учит тот, кто хорошо выявляет различия Исторический образ КНЯЗЬ ИГОРЬ Литературный образ Музыкальный образ
Методы исследования: Анализ изученных материаловСравнение полученных данныхСинтез как самостоятельная часть исследования.
Основные исследователи «Слова о полку Игореве»: Школа Д.С. Лихачёва Школа Б.А. Рыбакова ПРОТИВОРЕЧИЯ
Исторический образ: пошёл в поход в светлую Пасху; - в день своих именин; - Святой Георгий Победоносец – это крестильное имя Игоря; - из 5 тысяч человек, осталось в живых только 15; - поход продиктован жаждой славы; - поход был не подготовлен; - поход завоевательный впервые за последние 200 лет.
Отрицательный Последствия похода: настроил против себя других князей;обрёк единомышленников на гибель;лишил семьи крова и обрёк на обездоленную жизнь;отворил ворота на русскую землю;прежде русские князья никогда не попадали в плен;с новой силой половцы ринулись на русскую землю.
Переводчики и интерпретаторы «Слова о полку Игореве»:
Жанровое своеобразие ДРЛ: - хроника и хронограф - история мира; - погодная запись; - летопись — история Руси; - повесть — отдельные важнейшие события; - воинская повесть; - хождения и жития – жизнь и деяния святых; - слово – высокое красноречие.
Солнечное затмение:
Литературный образ: Путь из тьмы к свету
ВЫВОД: На первый план выходит нравственный аспект личности: -признание ошибок; -прозрение; -покаяние; -духовное очищение.
Музыкальные соавторы «Слова о полку Игореве»:
Ария князя Игоря: Музыка Бородина смогла упорядочить драматургическую основу художественного образа. Совсем другим, более человечным, не отдаленным временем, представляется Игорь в первой части знаменитой арии. Такому Игорю, который страдает, скорбит, тоскует, сострадает зритель, потому что видит проявление его христианского раскаяния. И такого Игоря уже никто не осуждает.Ария Игоря
Образы врагов: Бородин не упростил, не принизил образы врагов, он показал половцев смелыми, сильными, порой великодушными. Хор половецких девушек поражает поэтичностью и вызывает в воображении образ бескрайнего приволья, а половецкие пляски – самые яркие и самые любимые у публики фрагменты оперы.Половецкие пляскиАрия Кончака
Образ Галицкого: Контрастом дан он с образом князя Владимира Галицкого.Два князя—два разных взгляда на честь и власть. Для Игоря быть князем—значит служить русской земле, охранять её, бороться с её врагами. Игорь—воплощение идеи патриотического долга, героизма, воплощение чести. Галицкий же предпочёл бы отказаться от чести пасть за Родину. Этот образ нужен А.П. Бородину, чтобы оттенить характер Игоря, его мужество, его верность Отечеству.Песня Галицкого
Вывод: Для Бородина важен не столько образ Игоря, сколько чистота человеческой нравственности. Искажая правду жизни, автор наделяет Игоря стремлением вернуться на Родину, а не страстью к славе и богатству.
Ответ на главный вопрос исследования: Исторически Игорь преступен, потому что каждая человеческая жизнь бесценна, НО художественные произведения, отвергая правду жизни, поднимают его до уровня былинного героя, потому что культура заставляет каждого из нас ориентироваться на общечеловеческие ценности
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ: Суть древнерусского текста не в походе, не в Игоре, а в таланте и мужестве неизвестного писателя, бесстрашно осудившего «нечестность», ложь, тщеславие тех, кто стоит во главе своего народа, губя единство государства и нации.
Список использованной современной литературы: А.Н. Ужанков «В свете затмения. Христианская основа «Слова о полку Игореве» (http://www.km.ru/education/ref_show.asp?id=451BBA1DBDCE4FAAB51A890A94AD75EF);АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА – Магнитова В.Г. «Слово о полку Игореве» как выражение русской идеи (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120046.htm);Александр Порфирьевич Бородин (http://classics.fatal.ru/composers/?uw=%C0&un=0000050, http://scit.boom.ru/music/music_Russian_XIX_veka6.htm);Александр Солженицын. В круге первом, т.2 (http://orel.rsl.ru/nettext/russian/solzhenizin/v_kruge_pervom_tom2.htm);Валерий Рыжов «Князь Игорь и Кончак» (http://www.hrono.ru/statii/2002/slovo_ryzhov.html);Князь Игорь. Полная биография (http://school93.tgl.ru/%7Estud/kiev/_page/ig.htm);Н.К. Гудзий «Слово о полку Игореве» и древнерусская литературная традиция» (http://www.philology.ru/literature2/gudziy-89.htm);Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. – М., Наука, 1971Лихачев Д.С. Великое наследие. Глава «Первые семьсот лет русской литературы» (http://ppf.asf.ru/drl/great2.html);
Tempora mutantur et nos mutamur in illis Времена меняются, и мы меняемся вместе с нимиДионисий Катон …но вечные ценности неизменны.