Нарушение звукопроизношения у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами Выполнила: Рашкинене Наталья Владимировна
Цель: изучить нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами ( стёртая форма дизартрии).
Задачи: Изучить специальную и педагогическую литературу по проблеме исследования.Подобрать методы и приемы логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.Подобрать конспекты занятий по устранению нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
Кто работал по этой проблеме:
Неблагоприятные факторы пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития ребенка, вызывающие МДР: -токсикоз беременности;-хроническую гипоксию плода;-хронические заболевания матери (болезни печени, почек, сердечно- сосудистые заболевания и т.д.);-заболевания, перенесенные во время беременности (особенно в первой ее половине);-стремительные или сухие затяжные роды;-явления асфиксии новорожденных различной степени выраженности;-резус- конфликтная ситуация;-слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксией плода и требующая применения разнообразных средств родовспоможения (стимуляции, ручной помощи, наложения щипцов и т. д.). -наличие различных, нередко тяжелых заболеваний (особенно на первом году жизни): вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, частые простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.
Причины, вызывающие стёртую дизартрию ( или МДР): Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп( губ, языка, мягкого нёба); недостаточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.Двигательные расстройства: трудность нахождения определённого положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.Оральная апраксия.Минимальная мозговая дисфункция.
Классификация форм стёртой дизартрии: (Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф.)
Симптоматика МДР Для минимальных дизартрических расстройств характерно: наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности, недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;наличие синкинезий (движения нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка);замедленный темп артикуляции движений;трудность в переключении артикуляционных движений;трудность удержания артикуляционной позы;стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;наличие просодических нарушений.
Гистограмма наиболее типичных нарушений звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах ( по результатам исследования Елены Филипповны Архиповой).
Работа по коррекции звукопроизношения при МДР
Выводы: Стёртая дизартрия – одно из самых распространённых речевых нарушений, встречающейся в логопедической практике.Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми, страдающими минимальными дизартрическими расстройствами остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.Нарушения звукопроизношения носят полиморфный характер и выражаются в антропофонических ( искажение, пропуски) и фонологических ( замена, смешение) дефектах. Звукопроизношение может зависеть от фонетического контекста, то есть отпозиции звука в слове, от сложности звуковой структуры слова. Сложная структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий. Изучение минимальных дизартрических расстройств является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному и остается дискуссионным.В ходе исследования цель работы достигнута, задачи выполнены.
Спасибо за внимание !