Методы профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с речевыми нарушениямиВыполнила учитель-логопед МОУ «Коркатовский лицей»Анисимова Л.И.дер. Коркатово21.03. 2012 г.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДИСЛЕКСИЯ ДИЗОРФОГРАФИЯ ДИСГРАФИЯ
Дисграфия- частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связано с незнанием грамматических правил, а обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил)
Причины нарушений письменной речи Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмыЗапаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития; Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.
Ребёнок с речевыми нарушениями Несформированность психических функций Зрительный анализ и синтезПространствен-ныe представленияСлухо-произносительной дифференциации звуков речиТрудности с обобщением предметов по существенному признакуФонематичес-кий, слоговой анализ и синтезЛексико-грамматичес-кий строй речиСнижение уровня слуховой кратковремен-ной памяти Представление о предметах окружающей среды
Основные задачи профилактической работы1. Раннее выявление предрасположенности к дислексии (нарушение чтения), дисграфии (нарушение письма)2. Формирование функционального базиса навыков чтения, письма3. Выбор адекватных методов обучения грамоте 4. Формирование мотивации
Базовые направления в профилактике нарушений письменной речи Развитие сенсорных функций и психомоторики Развитие психических функций Развитие межанализаторного взаимодействия Функции планирования и контроля
Развитие сенсорных функций и психомоторикиЗрительное и слуховое восприятиеЗрительные и слуховые дифференцировкиПространственные представленияКинетическая и кинестетическая организация движенийКонструктивный праксисУсловно-двигательные реакцииГрафоизобразительные способности
2. Развитие межанализаторного взаимодействия Слуходвигательные, слухо-кинестетические, зрительно-двигательные, слухозрительные связиИспользование полисенсорных методовСпособность запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий, символов
3. Развитие психических функций Зрительное и слуховое вниманиеЗрительное и слуховое, кинестетическое восприятие Память Мыслительные операции сравнения, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщенияРечь: языковой анализ и синтез, лексико-грамматическое и фонетическое оформление, связная речь.
4. Функции планирования и контроляНавыки планирования деятельностиСамоконтроля и самокоррекции
ЛОГОПЕД ПСИХОЛОГВОСПИТАТЕЛЬ РОДИТЕЛИ Профилактика нарушений чтения и письма