Классификация речевых нарушений
Содержание Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение устной речи Нарушение письменной речи Психолого-педагогическая классификации Заключение Глоссайд
Классификация речевых нарушений На начальных этапах своего становления логопедия не располагала собственной классификацией и даже не ставила вопроса о необходимости ее разработки, так как находилась под большим влиянием успехов европейской медицины в области изучения речевых расстройств и опиралась на сложившиеся в ней к концу XIX- началу XXв. классификации. Современная классификация включает в себя: Клинико – педагогическую и Психолого –педагогическую классификацию
Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации ( Хвайцев, Правдина , Рау ) Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная
Нарушения устной речи Нарушение устной речи могут быть разделены на два типа: I.фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. II.структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: Голосообразования Темпо - ритмической организации высказывания Интонационно-мелодической Звукопроизносительной организации
(Продолжение) Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в любых комбинациях в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначений которых существуют традиционно закрепившиеся термины: Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Брадилалия (брадифразия) - патологически замедленный темп речи вследствии замедленной реализации артикулярной речевой программы. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи вследствии ускоренной реализации речевой артикуляторной программы.
(Продолжение) Заикание( Логоневроз - боязнь речи) -нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальномслухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения,обусловленные анатомо-физиологаческими дефектами речевогоаппарата. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Анартрия - невозможность осуществлять звуковую реализацию речи.
II. Нарушения структурно-семантического (внутренного) оформления высказывания представлены двумя видами речевых нарушений: алалией и афазией. Алалия ( дисфразия, афазия развития) - отсутствие или недоразвитие речи вследствие оргапоражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Афазия -полная или частичная утрата речи, обусловленнаялокальными поражениями головного мозга.
Нарушение письменной речи Подразделяются на две группы: I. При продуктивного вида отмечаются расстройства письма II. При нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
I. Расстройства письма (продуктивного вида) Дисграфия – нестойкость оптика - пространственного образа буквы, смещение, пропуск букв, искажения звука – слогового состава слова и структуры предложений. Аграфия – несформированность письма в ходе обучения.
II. Расстройства чтения ( рецептивного вида речи) Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения. Аллексия – неспособность овладеть чтением в процессе обучение
Психолого – педагогическая классификация Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи.
Психолого – педагогическая классификация подразделяется на две группы: Группа - Нарушение средств общения (ФФН и ОНР) А) Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При фонематических нарушениях следует развивать речевой и фонетический слух. При фонетических нарушениях проводят работу по коррекции нарушений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторике.
(Продолжение) В зависимости от нарушаемых звуков различают: Фонематические нарушение свистящих и не свистящих звуков -СИГМАТИЗМЫ. Фонетические нарушение - ПАРАСИТИЗМЫ Фонетические нарушения звуков л, л’ . Фонетические нарушение звуков р, р’- ротацизмы, пароротацизмы Фонетическое нарушение звука й – йотацизмы, парайотацизмы Дефекты смягчения – все звуки как мягкие Б) – Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. различные сложные речевые расстройства, при которых нарушены все компоненты речи относящиеся к звуковой и смысловой стороне
( Продолжение) 2. Группа Нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
Заключение В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения чтения и письма. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развития которых тесно связанно с речью.
Глоссайд 1) О.В. Правдина, «Логопедия» Москва 1937г 2) Л.С. Волкова, «Логопедия» Москва 1989г 3) М.Е. Хватцев, «Логопедия» Москва 1959г
Спасибо за внимание!!!