Начальная школа – территория здоровья.
«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физическихдефектов, но и состояние полного физического, психического и социальногоблагополучия» (из устава Всемирной организации здравоохранения)
Актуальность проблемы здоровьесбережения Данные Всероссийской диспансеризации2006 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всемвозрастным группам и по всем классам болезней. Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%, а старше 14 лет – на 31%. Наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования.
Распределение детей школьного возраста по группам здоровья.
Динамика изменения групп здоровья за период обучения в начальной школе
Внутришкольные факторы, представляющие угрозу для здоровья учащихся 1.Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся.2.Недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников.
3. Перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс.4. Несоответствие гигиенических условий стандартам и требованиям СанПиН.
Цель программы: Развитие здоровьесберегающей среды начальной школы через использование современных технологий.
Задачи:1.Сфера физического здоровьяМотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни.Совершенствовать физкультурно-оздоровительные и медико-гигиенические технологии.Мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов.
2.Сфера психического здоровья Создать комфортные условия для психического развития учащихся. Совершенствовать психолого-педагогические технологии.3.Сфера социального здоровья Создать комфортные условия для социального развития учащихся. Совершенствовать социально-адаптирующие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Соорганизация деятельности школы, родителей, учащихся и социума.
Ожидаемые результатыРост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.Повышение приоритета здорового образа жизни.Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов.Создание комфортной среды в начальной школе. Поддержка родителями деятельности начальной школы по воспитанию здоровых детей.
Направления деятельности
Расширение сферы физического здоровья1.Мониторинг здоровья учащихся .2.Соблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.3.Компенсация недостаточности двигательной активности за счёт организации динамических пауз, физкультминуток, спортивных секций, дней здоровья, спартакиад, уроков физкультуры и хореографии.
4.Широкое применение воспитательных технологий – утренников, устных журналов, классных часов, викторин, конкурсов, игровых программ.5.Создание игровых и спортивных зон в классах.6.Создание игровых и спортивных площадок у здания школы.7.Повышение компетентности педагогов в области укрепления и защиты здоровья учащихся.
Расширение сферы психического здоровья1.Создание благоприятного психологического климата, обеспечивающего снятие стрессообразующих факторов.2.Диагностика трудностей и проблем учащихся и педагогов.3.Мониторинг психофизического состояния учащихся, уровня адаптации при поступлении в школу и переходу к предметному обучению в 5 классе.
Расширение сферы социального здоровья.1.Создание «социального паспорта» семей.2.Поддержка партнёрских отношений с родителями учащихся и заинтересованными ведомствами (ЦДТ, ГИБДД, филиал центральной библиотеки и т.д.)3.Использование профессиональных возможностей родителей учащихся.4.Социально-психологическая поддержка специалистами школы.
Расширение сферыздоровья учителя1.Мониторинг состояния здоровья учителя.2.Овладение приёмами саморегуляции: релаксация, аутотренинг, самовнушение.3.Проведение оздоровительных мероприятий для улучшения состояния здоровья педагогов.
Основные направления работы с семьёйшколазнаетобучаетрассказываетконтролирует коллективное поведениесемьячувствуетпрививаетпоказываетконтролирует индивидуальное поведение
Цель работы с родителями:благополучие, здоровье и счастье всей семьи.Направленность основных задач
Формы и методы работыколлективныеродительское собраниекласса, параллелиознакомление с программой работыпрактические занятия с классомознакомление с текущимирезультатамииндивидуальныебеседыконсультациипосещение семей/используется для «проблемных»случаев/
Основные направления работы:изучение и анализсемей-тип семьи-внутрисемейнаяадаптивность-нравственный и культурныйуровеньродителейусловий воспитания-тип воспитания-модель воспитания-стиль воспитания-осознание родителямицелей, задач и средствсемейного воспитанияусловий оздоровления-внутрисемейныефакторы здоровья-образ жизничленов семьи-психо-эмоциональныйстатус
просвещение родителей в вопросах воспитания и оздоровления детейРабота родительского лекторияПросвещение родителей через детейИндивидуальные консультацииработа с особыми категориями семейСемьи детей с нарушениями развитияСемьи «трудных» детейСемьи больных детейСемьи одарённых детей
включение родителей в органы школьного самоуправленияКлассный родительский комитетСовет отцовУправляющий совет школыпроведение совместных акций с родителямиКонкурсы рисунков и плакатовУчастие в проведении Дней здоровьяСпортивные праздникиПоходы, поездки, экскурсии
Приложения 1.Перечень внутришкольных факторов, представляющих угрозу для здоровья учащихся.2.Схема анализа проведения урока с позиции здоровьесбережения. 3.Я, школа и моё здоровье. Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов.4.Мы выбираем здоровый образ жизни. Творческие работы учащихся.5. Бюллетень «100 рецептов здоровья».6. Презентация «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».