Творческий отчет Здоровый образ жизни как условие полноценного развития подростка Автор: Королева Нина Викторовна, учитель ОБЖ МОУ «СОШ №6»
Актуальность Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);оптимальный двигательный режим;рациональное питание;закаливание;личная гигиена;положительные эмоции.
Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Цель исследования Рассмотреть теоретические вопросы влияния здорового образа жизни на развитие подростка.
В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Объект исследования Процесс полноценного развития подростка.
Задачи исследования Раскрыть понятие «Здоровый образ жизни».Рассмотреть состояние здоровья современного подростка.Выявить пути приобщения подростка к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования Процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если:учитывать возрастные особенности детей;создать условия для формирования здорового образа жизни;совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни..
Новизна исследования Разработаны методические рекомендации по реализации здорового образа жизни при взаимодействии семьи и школы.
Практическая значимость Результаты и материалы исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями. В приложениях даны разработки уроков и внеклассных мероприятий:Что влияет на здоровье человека. 4 классБезопасное питание. Интегрированный урок (технология, ОБЖ) в 6 классеШкольные учебники против курения. Внеклассное мероприятие в 8-9 классахКурить – здоровью вредить. 6 класс
Задачи исследования Исходя из цели, объекта и предмета исследования, можно определить задачи исследования:раскрыть понятие «Здоровый образ жизни»;рассмотреть состояние здоровья современного подростка;выявить пути приобщения подростка к здоровому образу жизни.
ВОЗ отмечает Здоровье населения зависит от ряда факторов: от образа жизни — 50% от генетических факторов — 20% от работы органов здравоохранения — 10% от состояния окружающей среды — 20%
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Мы видим, что здоровье зависит от нас самих. Здоровье держится на трех «китах»:рациональном питаниифизической активности;психическом комфорте.
Учитель – дети – родители Преподаватели нашей школы работают над проблемой формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся, просвещением родителей.
Заключение В выполненном творческом отчетераскрыто понятие «Здоровый образ жизни»;рассмотрено состояние здоровья современного подростка;предложены пути приобщения подростка к здоровому образу жизни.
Список использованной литературы Амосов Н.М., «Раздумья о здоровье». – М., 1987 Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1974. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997.Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – М., Просвещение, 1986.Винокурова Н. Ф., Трушин В. В., Глобальная экология. – М., Просвещение, 1990Гигиена детей и подростков./Под ред. Г.И. Сердюковской и А.Г. Сухарева. - М., Медицина, 1986. Государственный образовательный стандарт «Безопасность жизнедеятельности» высшего педагогического образования (ГОС ВПО). - М., 2000Дразунов Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 1972Здоровый образ жизни – залог здоровья./Сост. Профессор Ф.Г. Мурзакаев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987Ильющенков В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПЕ., 1993Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000Калинова Г.С., Мячкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников//Человек. Культура. Здоровье, - М.:Ковалев А.Г. Психология личности. – М.. 1970 Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: «ВАКО», 2004.Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетии. – М.. 2001.Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду – .М., Медицина, 1988.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.Популярная медицинская энциклопедия (гл. ред. В.И. Покровский) . – М., 1997Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.,1988.Семейное воспитание. Краткий словарь/Сост. Н.В. Гребенщиков, Л.В. Ковинько. – М., 1990.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.. Советский энциклопедический словарь. – М., 1980Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М., 2002.Шаповаленко М.А., Возрастная психология. М.; 2003
Будьте здоровы Спасибо за внимание