НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМНВ.В.ЧубаровскийСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВМОСКВА 2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ» «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» -преамбула устава ВОЗ.
INEQUALITIES IN YOUNG PEOPLE`S YEALTHHealth Behaviour in School-Aged Children Study: WHO Collaborative Cross-National StudyInternational report from the 2005/2006 surveyЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА © WHO, 2008
Число 11-летних школьников, которых запугивали по крайней мере 2 раза в течение последних месяцев (%)
Число 15-летних школьников, которые употребляли гашиш в течение последних 30-ти дней (%)
Число 11-летних школьников, вовлечённых в драки по крайней мере 3 раза в течение последних 12-ти месяцев (%)
Число 15-летних школьников, у которых было сексуальное общение (%)
Число абортов в России 2007 г. – 1,4 млн. (10% - у подростков)В 2007 г. у 15-ти летних девочек состоялись 2.441 роды и 700 абортов
Сферы определяющие состояние психического благополучия школьника МакросоциальнаяМикросоциальнаяЛичностная – психобиологические свойства
ВЕДУЩИЕ МАКРОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ резкое расслоение общества по материальному признаку; обнищание значительных социальных групп, в том числе отвечающих за охрану здоровья и формирование личности детей и подростков;отсутствие общепризнанных нравственно-этических общественных ценностей и противоречивые представления о социально одобряемых формах и способах психической адаптации формирующейся личности;распад общественных организаций, осуществлявших как педагогические функции, так и организацию свободного времени учащихся; крайне негативного влияния средств массовой информации, пропагандирующих зачастую криминальные ценности, насилие, перверзные формы сексуального поведения, терпимого отношения к употреблению ряда психоактивных веществ; навязчивая реклама алкоголя, табакокурения;развитие индустрии развлечений, в частности, широкое распространение игровых салонов, стимулирующих патологические формы зависимости от азартных игр;отсутствие эффективного медико-психологического контроля над преобразованиями в образовательной сфере, ведущих к резкому увеличению информационной нагрузки и психоэмоциональному перенапряжению;негативные тенденции состояния психического здоровья части педагогов и увеличение значения дидактогений в психической дезадаптации учащихся.
Ведущие микросоциальные факторы влияющие на психосоциальное благополучие ребёнка Внутрисемейные –специфика воспитания, структура семьи, отношения родителей, алкоголизм родителей, материальное положение, наличие симблингов и прочее.Особенности школьной обучающей и формирующей личность среды – отношение ребёнка с педагогами, состояние здоровья преподавателей, ролевые отношения в формальной микрогруппе, успеваемость, соответствие интеллектуальной нагрузки психофизиологическим возможностям ребёнка, психологический климат в педагогическом коллективе, наличие доминирующих ценностных ориентиров и пр.Особенности неформальной микрогруппы – организация свободного времени ребёнка, участие в неформальных подростковых группировках с признаками «автономной морали», ролевые функции ребёнка, чрезмерные интеллектуальные нагрузки и пр.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА Состояние психического и физического здоровья ребёнка;Особенности психотипа (преморбидные свойства);Уровень психофизиологического развития;Особенности высших психических (духовных) сиойств личности
Распределение старших подростков -учащихся школы «Лукоморье» и обычных школ на группы здоровья
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ И СТРУКТУРА ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ В ПОДРОСТКОВОМ КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Распространенность пограничной психических расстройств и расстройств поведения в школе здоровья «Лукоморье» и традиционных школах (‰)
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ И СТРУКТУРА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ КОНТИНГЕНТЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Распространенность акцентуаций характера среди учащихся обычных школ, профессионального училища и школы здоровья «Лукоморье»
ШКОЛА, СОДЕЙСТВУЮЩАЯ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ: ОТ ДЕКЛАРАЦИИ ДО ДЕЙСТВИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВКОНЦЕПЦИЯ (Кучма В.Р. – 2009) ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-УЧАЩИЙСЯ-РОДИТЕЛИ»
Выводы: Состояние психосоциального здоровья подрастающего поколения страны требует разработки и осуществления экстренных, комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях;Предложенная и апробированная медико-психолого-педагогической модель школы здоровья «Лукоморье» обеспечивает эффективную психопрофилактику в отношении пограничной психической патологии и гармоничного протекания пубертатного криза;Междисциплинарность проблем охраны психосоциального здоровья учащихся требует разработки и внедрения в программы подготовки специалистов медиков, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.
Спешите делать добро