Социально-психологические аспекты подростков и юношей Т. В. Тулупьевак. психол. н., доц[email protected]
План Особенности в отношенияхЛичностные особенностиПроблемы в отношенияхАдаптация студентов
Физиологические особенности Заканчивается физическое развитие и половое созреваниеСтабилизируются многие физиологические функции (кровяное давление, деятельность щитовидной железы и т.д.)Исчезают диспропорции в физическом развитии тела и конечностей
Перестройка психики, связанная с соматикой Повышается внимание, как к самому телу, так и к его функциям. Акселерация. Повышенные требования взрослых.Наблюдение за изменениями собственного телаНедостаточно представляют себе различные варианты физических изменений. Незнание пределов изменчивости хода созревания может привести к повышенному вниманию к незначительным действительным или мнимым отклонениям.
Отношения со взрослыми
Механизмы влияния на подростков подкрепление; идентификация;Родительский пример не абсолютРазная информационная средапонимание.
Отношения со взрослыми Меняется социальный статус:Материально зависят от родителей, но с ними начинают советоватьсяТребуют большей самостоятельности, независимости Двойственность статуса, неопределенность положения (в одних ситуациях – взрослый, в других – нет)
Смена значимых лиц Перестройка отношений со взрослымиРазмышления о паттернах поведения и идентификация себя с более узкой, чем в подростковом возрасте, избранной группой людейСтремление к построению отношений со взрослыми на основе равенства
На кого ориентируются современные студенты в выборе жизненных стратегий, стиля жизни, в повседневности?
Влияние семьи Возрастает значение социально-экономического положения семьиВлияет на то, с кем будут поддерживать дружеские отношения юноши и девушкиСостав семьи, уровень образования родителей, характер взаимоотношений между членами семьи
Эмоциональная сфера В целом, улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствияБольшая экстравертированность, меньшая импульсивность и эмоциональная возбудимость, и большая эмоциональная устойчивостьВозрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят
Учебная деятельность На первое место выдвигается показатель логического мышленияВозрастает развитие навыков и умений самостоятельной работыТрудовая деятельностьОтношение к учебе достаточно сложное. Ценность образования уменьшается.
Ожидания по зарплате (1)
Ожидания по зарплате (2)
Стремление к автономии (1) Поведенческая — потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросыРаньше всего – в сфере досуга. Партнеры – сверстники Эмоциональная — потребность и иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителейкажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены и переживания
Стремление к автономии (2) Нормативная — потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковыхПретензия на оригинальность. Нарочито крайние взгляды.Большое расхождение с мнением взрослых по вопросам моды, вкуса, проведения досуга.Выбор профессии – мнение родителей важно
Выберите из списка 9 слов, которые лучше всего выражают представление современных студентов о хорошей жизни в России
Мнение преподавателей
Мнение студентов
Различия (1)
Различия (2)
Изменение самосознания Стремление к самопознанию личностиСтремление к индивидуальностиСтремление любым путем обратить на себя вниманиеСпособность к самовоспитаниюПовышается эмоциональная восприимчивость
Самооценка Особое отношение к внешностиНеадекватность самооценки Завышение зазнайство и высокомерие в поведении, конфликты со сверстниками, учителями, взрослымиЗанижениезамкнутость, застенчивость, трудности в общении, неудовлетворенность собой, неверие в собственные силы и возможности
Отношение со сверстниками Тяготение к коллективуПротиворечие: потребность в обособлении и потребность в принадлежности к группеВысокая конформность в группе сверстников (независимость от старших, некритичность к мнению группы)
Психологические особенности в юношеском возрасте
Личностные особенности
Проблемы в отношениях (1) Девушки:49,2% негативно оценивает себя более 90% имеют страхи и опасения и чувство вины 78% девушек имеют проблемы в отношении к лицам противоположного пола..
Проблемы в отношениях (2) Юноши47,3% имеют проблемы в отношении к себе 53,8% негативно оценивают свои возможности 49,5% имеют проблемы в отношении к вышестоящим лицам 63% негативно оценивают лиц женского пола более 90% юношей имеют страхи и опасения и чувство вины
Отношение к семейной жизни и будущему 33,8% девушек и 59,1% юношей имеют отрицательное отношение к семейной жизни.«Семейная жизнь кажется мне… скучной / нудной / обузой / адом / каторгой / кабалой»26,2% девушек и 45,2% юношей считают свое будущее темным, мрачным, безрадостным, бесперспективным
Психологическая защита
Адаптация студентов Несовпадением способов преподавания в школе и в вузе. Недостаточное понимание лекций.Отсутствие ежедневного контроля.Разочарование и потеря уверенности в своих силах.
Адаптация иногородних студентов Смена климатических условий.Смена культурных условий.Смена бытовых условий.Тесное общение в общежитие.Высокая предсказуемость поведения соседей по комнате.
Коррекция трудностей в общении Помочь осознать, что в возникшем конфликте никто не виноват.Полезно сохранение некоторой дистанции.Целесообразность предъявления повышенных требований к себе.Понижение претензий, чтобы все общались с ним столько, сколько он хочет.
Проблемы первокурсников Несовпадение ожиданийСомнения в правильности выбораНедостаток осведомленности о своей профессии.Потеря интереса к учебе, снижение успеваемостиСледствие – снижение самооценки
Компоненты процесса коммуникации отправитель/кодировщик;сообщение;канал;получатель/декодировщик;восприятие;обратная связь.
Семь мифов о природе коммуникативного процесса (1)
Семь мифов о природе коммуникативного процесса (2)
Возможные помехи в восприятии материала (1) 1. Несоответствие (вербальный и невербальный компоненты)2. Оправдания3. Извинения4. Глаза и брови (в 10-15 раз больше внимания)5. Подбор словСлова – это картинкиЧастица «не»Позитивное настроение – позитивными словами
Возможные помехи в восприятии материала (2) 6. Отсутствие юмораСмех – живительная среда для работы мозга7. ВсезнайствоУчастие аудитории8. Суетливость9. Монотонность10. Отсутствие пауз