Оценка и отметка в истории учебных заведений России
В 1802 году Александр 1Создает Министерствонародного просвещения
-Внимательность во время уроков;Находчивость в применении знаний;Твердость в пройденном материале;Наружный вид письменных упражнений;Поведение;Сколько раз не был в классе;Качество приготовления уроков;Сколько раз был записан преподавателем и за что.
«Табель об успехах, прилежании и дарованиях лицеистов» Александр Пушкин.«В российском и латинском языках:Успехи в латинском хороши; В русском не столь тверды, сколь блистательны.Слабо прилежание.Одарен понятливостью и вкусом.Во французском языке: считаетсяМежду первыми. Весьма прилежен.Одарен понятливостью, проницательностью.В логике: хорошие успехи.Неприлежен. Весьма ленив.»
В 1834 году было установлено семь степеней оценки
«Несколько слов об учительских отметках, употребляемых и в наше время и во всей России» (К.Д.Ушинский) 1961 г.«…я не просто отрицаю баллы, но и говорю о том, что баллы влияют навсю систему преподавания, опреде-ляют соответствующую систему обучения…Баллы должны не толькохарактеризовать знания, но и внима-ние, и поведение и тем самым усилитьрвение ученика к занятиям»
В качестве наказаний К.Д.Ушинский рекомендует применятьштрафные уроки и сажать провинившихся под арест.
Оценочный компонент образовательной деятельности в начале ХХ века вызывает споры. В 1915-1916 годах был разработан проект реформы средней школы. Цифровые баллы рекомендовалось заменить частой осведомленностью родителей о случае неуспеваемости их детей. Переводные экзамены были заменены периодическими в течение учебного года. Награды и медали отменялись. По Циркуляру Министерства просвещения педагогические советы сами выбирали систему оценки по собственному решению.
В мае 1918 года было принято постановление Народного Комиссариата по просвещению «Об отмене отметок», который подписал Луначарский А.В.-применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях;-перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогическогосовета об исполнении учебной работы.
Практические изменения в системе оценивания происходят после постановлений ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года,когда преподаватель в процессе учебной работы должен изучать каждого ученика и в конце четверти составлять характеристику его успеваемости по данному предмету, а в концегода проводить испытания для всех учащихся.Отметка рассматривалась как объективный показатель знанийшкольников.
«-Неудовлетворительно – характеризует работу отрицательно,Качество усвоения материала ниже требований, учащихся не выполняет заданий;Удовлетворительно – учащийся усвоил данный раздел программы,качество усвоения соответствует определенному уровню даннойгруппы по данному предмету;Хорошо – учащийся в состоянии осмысленно и полно дать ответыбез наводящих вопросов по всем разделам пройденного материала,Качество усвоения – выше среднего уровня данной группы по данному предмету;Очень хорошо - качество усвоения глубокое и прочное, учащийсяобнаруживает особую активность в работе, умеет хорошо передатьсвои знания другому, систематически организованно работаетнад заданиями»
3 сентября 1935 года в Постановлении СНК СССР «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» устанавливается пять степене оценки успеваемости (отметки):-Очень плохо – полное незнание и непонимание материала;Посредственно – ученик обнаруживает знания основного учебногоМатериала, понимает его в такой степени, что может усваиватьДальнейшее, умеет применить полученные знания при разрешенииНесложных вопросов и заданий, отчетливо отвечает на поставленные вопросы;Хорошо – ученик знает весь требуемый программой и изложенный в стабильном учебнике материал, хорошо его понимает, дает ответы навидоизмененные и усложненные вопросы, свободно используетсвои знания для разрешения практических заданий, излагает свои знания свободным рассказом;Отлично - оцениваются знания всего учебного материла во всех его деталях, глубокое его понимание, умение четко отвечать на усложненные вопросы и излагать связным рассказом..
В образовательной системе России принята к использованиюсистема оценки знаний учащихся, которая определена единымигосударственными программами по пятибальной системе:
Оценка «5» (отлично) ставится за глубокое понимание программногоматериала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.
Оценка 4 («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и в форме построения ответа
Оценка «3» (удовлетворительно)- свидетельствует о том, Что ученик знает основные, существенные положенияучебного материала, но не умеет их разъяснять, допускаетотдельные ошибки и неточности в содержании знанийи в формепостроения ответа
Оценка «2» ( плохо) выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показываетчто ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которуюзапомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научныхположений, доводов.
Оценка «1» (очень плохо) ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ «есть успех- есть и желание учиться» - вот формула, которой он следовал, то есть успех – основа оценочной деятельности учителя.
«Будущее России за молодыми… а сейчас вам необходимо хорошо учиться»
Назовите плюсы и минусы отметоч ной и балльной системы оценивания.?Как вы оцениваете систему оценивания в современной школе??Какие бы изменения вы внесли в систему оценивания?