Лекция 1. Отечественная школа: традиции, современные проблемы и перспективы Проблемы развития современной отечественной школыЗарубежная педагогика и школьное образованиеИстория педагогики и образования: традиции и инновации Автор: А.Н.Шевелев, д.п.н., проф.
Факторы развития современной российской школы Образовательная политика государства на разных уровнях (страны, города, района, стратегия развития ОУ);Сравнительный анализ международного опыта (практики и теории)Практический педагогический опыт;Степень развития педагогической теории, научность обоснования идей;Сложившиеся педагогические традиции, педагогическая культура, отношение общества к школе
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИТри этапа: 1988 – 1995; 1996 – 2000; 2000 – 2007. Советское наследие (плюсы): ликвидация неграмотности, расширение сети, подготовка рабочей силы и интеллигенции для экономики, объединение СССР единым образованием, фундаментальность ЕНО.приоритетность воспитания в единой идеологии, высокая степень ответственности государства за образование.Минусы: идеологизация, монополизм государственного управления, унификация, подготовка молодежи к жизни в обществе с высокой социальной защищенностью.
Реформа образования (1988 – 1995) Плюсы: - Отказ от единообразия, вариативность программ - Разные типы ОУ. - НОУ - Платные дополнительные образовательные услуги. - Федеральный, региональный и школьный компоненты содержания. - Убрали идеологию из гуманитарных предметов.Минусы: - Анархия ухода государства из образования. - Обвальный и неподготовленный характер изменений. - Неготовность педагогов к изменениям. - Остаточное финансирование в условиях экономического кризиса. - Отсутствие внятной идеологии реформирования. - Отказ школы от воспитания.Не был предусмотрен период стабилизации (непрерывная реформа).
Реформа образования (2000 – 2008) концептуальные документы – возвращение государства в образование; с 3 до 4 лет начальная школа, предшкола;попытки разгрузить стандарты, от ЗУНов – к компетентностям; контроль за качеством учебников; профильное обучение (2003);ЕГЭ с 2002;ПНПО с 2006 Информатизация образования;Болонское соглашение;Рецентрализация управления образованием (уровни ответственности и финансирования);Увеличение финансирования и улучшение МТБ;Постепенное уменьшение государственных гарантий в образовании;Нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда педагогов, реформа ПО и ППО.
Замысел и проблемы ПНПО ПНПО: инновационные программы 3000 ОУ, информатизация, включение общественности, поддержка талантов, доплата 900 тыс. классных руководителей, лучшие учителя ежегодно по 10 тыс. инкубатор положительных системных изменений Грант или премия (поддерживать только инноваторов или идти к 15 – 30 тыс. ЗП, переходя на преподавательский контракт)?Конкурентоспособность страны – наше образование перестало выполнять роль источника инноваций.образование должно перемешивать, быть лифтом образование не объединяет, не воспитывает молодежь.потеря смысла профессиональной деятельности.низкая эффективность образовательной деятельности в традиционных формах.дополнительные расходы – как эффективно потратить (черная дыра).
Проблемы и направления развития современной российской школы Управление (нормативно-подушевое финансирование, оптимальная система оплаты труда педагогов, АНО, управляющие советы, образовательный менеджмент);Качество и доступность (ЕГЭ, профили, инноватика, учебники, информатизация);Кадры (подготовка и ПК, стимулирование деятельности, статус, возраст, гендер);Эффекты воспитания и субкультура учащихся (гражданственность, здоровье, нравственность);Оптимальная школьная среда как организованная система условий ОУ (МТБ, имидж, уклад, местное сообщество, традиции, деятельность)
Выводы по современному образовательному реформированию Плюсы – школа стала иной.Минусы:государственный централизм управления образованием;нет реального обсуждения преобразований;бюрократический подход (освоение миллионов и бумажная отчетность);мероприятийность воспитания;кампании по отдельным актуальным направлениям;нет единства действий, идеологии реформы;не затронуты ПО и ППО, проблемы педагогов.
Направления современной западной педагогики – школа XXI века - консервативное (традиционное, школа учебы); - прагматическое (школа жизни); - гуманистическое (школа развития); - глобалистское (школа гражданственности)
Консервативное (традиционное, школа учебы) направление - задача школы – привить классическую культуру; - сперва обязанности ребенка, потом его права, школа должна воспитывать; - осторожней: инновации, использовать то, что выдержало проверку временем; - школа держится на учителе, его авторитет и статус должны быть высоки
Прагматическое (школа жизни) направление - преступление школы – не готовить к жизни; - поменять содержание образования на подготовку к жизни; - проверять подготовку активными формами, тестированием
Гуманистическое (школа развития способностей) направление - выбор ребенком учебных занятий (равен взрослому); - нет детей без таланта, есть плохие педагоги (развитие впереди обучения и воспитания, индивидуальный подход); - отсутствие всякого педагогического насилия; - упор на самостоятельную работу; - учитель – друг и помощник, создатель познавательных ситуаций; - семейная атмосфера школы
Глобалистское (школа гражданственности) направление - задача школы – сформировать научно обоснованное мировоззрение и гражданскую активность; - содержание образования надо интегрировать; - формы обучения должны быть активными и социально значимыми; - учить и воспитывать деятельностью
Педагогический опыт современной петербургской школы (по ПР ОУ, конкурсам ПНПО): ведущие направления Среда;Воспитание;Учебный процесс;Информатизация;Здоровье;Дополнительное образование;УправлениеТехнологии: проекты, исследования, игра, диалог и коммуникация, рефлексия
Направления современной отечественной педагогической теории Философия образования (аксиология) и образовательный менеджмент (телеология, управление развитием);Образовательная инноватика и квалиметрия (управление качеством);Педагогическая праксиология (эргология, управление деятельностью);История, социология, эдукология, проектирование и прогностика образования (управление средой);Дидактика и теория воспитания, педагогические технологии и методики (управление процессом)
Функции историко-педагогического познания Гносеологическая (познание);Актуализирующая (связь прошлого и современного);Прогностическая (проектирование будущего);Популяризаторская
Направления развития современной истории педагогики (ее предмет) История педагогической мысли в контексте современной педагогической теории;История образовательных систем в контексте современного педагогического опыта;История образовательной среды в контексте современной образовательной политики;История детства и молодежи в контексте современной субкультуры учащихся
Методы историко-педагогического познания Фактография, историография, историософия;Цивилизационный, парадигмальный, формационный;Системно-структурный и историко-генетический;Релевантностный, феноменологический, средовой, урбанистический
Образовательная урбанистика
Традиции петербургской школы Повышенные потребности и ценность образования среди горожан.Большая и разнообразная школьная сеть.Активность государства в развитии городской школы (столичность). Развитость городского общественно-педагогического движения. Концентрация высоко профессионального педагогического сообщества.Создание в учебных заведениях особой школьной среды.