Уроки для Учителя: проблемы и перспективы профессионального роста педагога
Школа – единственный институт, через который проходит вся нация… На УРОКЕ все зависит от того, что думает и делает учительНЕ бывает современных УРОКОВ без современных УЧИТЕЛЕЙ
УРОКИ прошлого: время «собирать» и время «разбрасывать»Основная возрастная когорта учителей = 43-48 летЗначит, профессиональное формирование основной части российского учительства «оформлялось» в 90-е годы 20 векаПережито три кризиса:1990 -1998 -2008 Произошло две «ценностных перезагрузки». От общих ценностей к частным, от частных – к общим. переживания эпохи должны находить свое отражение в процессе, который является объектом профессиональной деятельности учителя. 45- летние «перекрывает» количеством и качеством все другие возрастные категории и являются решающей силой системы. Как думают и во что верят сегодня 40-45 летние учителя – так думает и к этим ценностям стремится вся система.
Косвенная характеристика работы УЧИТЕЛЯ: «образовательные мотивы» ученика - «НЕинтерес» к учебе
Какой учитель нужен детям и родителям???? На протяжении последних пяти лет по данным социологических опросов горожане рейтингуют качества учителя так…..
Что определяет жизненный успех человека для учеников???? На протяжении последних пяти лет выпускники называют «самостоятельность и независимость» в числе наиболее авторитетных качеств…..
УРОКИ прошлого : свобода как компенсация… 90-е годы ХХ века – эпоха педагогических свобод , «ослаблена «вертикаль контроля» за содержанием: авторские программы, педагогические открытия, программы развития, новые предметы. Свобода творчества на время компенсирует материальную составляющую быта, общее недофинансирование системы . От разных учебников в разных школах до разных предметов и специалистов, становящихся учителями. Возникает явление, сопутствующее перестройке и впервые переживаемое страной – безработица. Это не затрагивает «формальное» учительство – дипломированных педагогов, но меняет структурный состав учителей. В школу приходят специалисты (оставшиеся без работы) с непедагогическим образованием.
УРОКИ прошлого: все ли имеет свою цену? «Тарифная система» (ЕТС) оплаты труда нивелировала значимость индивидуальных результатов труда учителя; условная система аттестации педагогических работников, низкая «межразрядная» разница в оплате, низкая заработная плата педагогов в сравнении со средней по экономике сформировали «квазирыночные» нормы поведения учителя: «как платите - так работаем»; считаем цену часа (урока), а не цену результата; репетируем поступление в вузы, т.к. именно этот труд оценивается на рынке и востребован….
УРОКИ прошлого: школу модернизирует учитель??????Расслоение общества, сокращение финансирования образования в 90-е годы; неравенство доступности качественного образования, селекция детей «на входе» ( гимназии- лицеи – «простые школы..) Институциональная модель школы не вписывается в контекст рыночной экономики и ее базовые ценности – конкурентность, инициативность, выбор, ответственность, динамичность.
УРОКИ будущего: качество учительского капиталаЕжегодно знания обновляются в среднем на 5,0% при этом их полное обновление должно происходить за 20 лет, профессиональные же знания обновляются в 4 раза быстрее, т.е.... Система высшего образования ( в т.ч. педагогического) запаздывает в развитии, не является гибкой и динамично реагирующей на изменения, следовательно ответственность за трансформационные процессы в подготовке нового учителя должна взять на себя система повышения квалификации, дополнительного (неформального) образования. необходим переход от централизованных и жестко организованных траекторий профессиональной подготовки к свободному рынку постоянно обновляющихся образовательных программ и отдельных модулейнеобходим переход на персональные бюджетные сертификаты повышения квалификации, которые «идут за учителем», с целью ликвидации монополии институтов повышения квалификации педагогических работников и выброс этих программ (модулей)на свободный рынок.
Кто готовит нашего нового учителя????58 государственных академий15 институтов35 университетов10 региональных вузов1 муниципальный и 3 негосударственных вузаВСЕГО обучаются 528.193 студентаВ 2009 году не были трудоустроены 5,9 тыс. выпускников ВПО
Кто готовит нашего нового учителя????340 педагогических училищ и колледжейВ 2009 году не были трудоустроены 0,3 тыс. выпускников СПО
УЧИТЕЛЯ….Какие они????Молодые специалисты со стажем до 5 лет = до 9,0%Средний балл по ЕГЭ поступающих в педагогические вузы = 53 балла Общий объем в педвузы в 2009 г. сократился по сравнению с 2005 на 32,0% ( на бюджетной основе - на 28,0%)
Какие изменения произошли в сознании молодежи? Что формирует их взгляды на жизнь?Поколение Z«Теория поколений» : стык дисциплин : экономики, демографии, истории, психологии (Нейл Хоув, Вильям Штраус) Те, кто родился в 90-е годы и вплоть до 2010 годаПовышенная агрессивность, конфликтность подростков 15-17 лет – «эхо» социальных стрессов детства – распад Советского СоюзаИнтернетОнлайновое общение
Какие изменения произошли в сознании молодежи? Что формирует их взгляды на жизнь?Поколение ZКоммуникативная дистанция детей и родителей Меньше человеческой коммуникации, больше техногеннойГлавный авторитет - интернет«цифровое» поколениеГиперактивностьСиндром дефицита вниманияИзбыток информации
Какие изменения произошли в сознании молодежи? Что формирует их взгляды на жизнь?Поколение ZНарушения возрастного развития нервной системыВозбудимы, впечатлительны, непоседливы, менее послушны Клиповое мышление – переработка информации короткими порциямиГиперактивный социум отличается потребностью в новизне, поиском ощущений, меньшей терпеливостью, склонностью к конфликтностиНеспособность общаться в социуме – защита от проблем, способ десоциализации
Интернет - революцияПоколение ZВ интернете сосредоточены их интересы, чувства и помыслы Глобальная интернетизацияГлавный авторитет – интернетЭпидемии панических слуховМанипулирование сознанием и людьмиВосприятие жизни как игры, как развлеченияПотребление товаров, услуг, информации, развлечений
Интернет - революцияПоколение Z
Интернет - революцияПоколение ZИнфантилизация молодежи Взрослые дети, которые боятся ответственности и обязанностейУдобно вести детский образ жизниПсихологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализмРасслоение молодежи: социально-психологическая поляризация: интеллектуальное, культурное, экономическое.
Интернет - революцияПоколение Z
Интернет - революцияПоколение ZИнфантильные ожидания – мама и папа должны их устроить во взрослой жизни, обеспечить всем необходимымРабы общественного мнения, рабы интернета, диктующего образ жизниБыть как все, подражать большинствуСотрется самобытность, растратим запас культуры Конфликт мировоззренческий отцов и детей
Интернет – революция«Времена не выбирают, в них живут…»
Интернет - революцияПоколение ZРазмывание жизненных принципов и ориентировИсчезает традиционная семья, преобладает семья выходного дняПостроить дом, посадить дерево, вырастить сынаЧто делать со свободой? Как лучше жить? Каким быть? Простых формул больше нет
Ценности поколения ZЧетыре основные группы ценностей:Здоровье (физическое благополучие и безопасность)Семья, социальные ценности 9карьера и материальное положение)Ценности духовные (образование, культура)Группа людей культурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий авторитет, сокращается
УРОКИ будущего: инновации нам помогут?????национальная идея «на инновации» усиливает акценты на обновление знаний и компетенцийникакая система подготовки не может сравняться со скоростью самообновления –самообразования. Метод самообразования – вхождение в инновационное движение. Инновации важны для формирования иного образа мышления и действияпроблема исчерпания источников неформальной инновационной деятельности и замена или подмена ее бюрократическим подходом к инновациям. размытые критерии инновационной деятельности- «инновационная перегрузка».
УРОКИ будущего: инновации нам помогут????? ПРОТИВОРЕЧИЕ с одной стороны - исчерпания источников неформальной инновационной деятельности и с другой стороны инновационная перегрузка - главный вызов завтрашнего дня в направлении формирования инновационно мыслящего поколения.
ИННОВАЦИЯ??????«Инновация – это игра такая…»( сказал 5-летний Дима… )
УРОКИ будущего: бюрократическая ориентация на инновацииЗАЩИТА от бюрократического давления : когда внедрение или иллюзия внедрения инноваций помогает ослабить давление извне (от районных или городских властей ) – закрыть квоту на участие в конкурсе инновационных программ по ПНПО ОДОБРЕНИЕ ЭЛИТЫ в своей профессии , при отсутствии четко определенных критериев конечных результатов все, что популярно среди ведущих профессионалов , становится определяющим критерием Школы имеют ТЕНДЕНЦИЮ добровольно применять инновацию которая придает школе имидж «современной…эффективной..профессиональной…. отвечающей требованиям времени….
УРОКИ будущего : зачем «открывать» закрытую школу? прошло время монополии учителя на знания, на информацию, прошло время начетничества «учитель – ученику» – наступила эпоха сотрудничества «ученик и учитель»«педагогика сотрудничества»открытость школы и «ликвидации монополии учителя» задает новое условие деятельности учителя - вхождение в конкурентный учительский рынок. И на этом рынке побеждает качество и репутация - слагаемые «конкурентоспособного учителя».
УРОКИ будущего: дефицит профессии или дефицит кадров Объективный вызов – демография. К 2020 году: рост контингента основной и старшей школы в два раза. Сегодняшний «избыток» учителей ( на 200,0 тыс. по РФ) перерастет в дефицит; более, чем 50,0% педагогов будут в возрасте 55 лет и более. Дефицит учителей неизбежен, если не произойдет смены образовательных технологий, организации учебного процесса, нормативов учительского труда. Повториться ситуация 90-х годов - в школу придут «непедагоги» -специалисты в других областях науки и техники.. Возрастет спрос на курсы ПК…
УРОКИ будущего:новые технологии в новую школу Технология читательского семинараТехнология педагогических мастерскихТехнология обобщения и систематизации знаний под названием «Список»Технология портфолиоДиалоговые технологии: дебаты, дискуссии, круглые столы, диспуты)Технология самоопределения личностиТехнология подготовки учебной презентацииТехнология вебинаровОнлайн-семинарТехнология проектной деятельностиТехнология организации конкурсов как способа обученияТехнология мастер-классов
УРОКИ будущего : о формальном …Наша новая ???? школа ФГОССтратегия 2020Новая аттестацияГос.заказ
Уроки будущего: «Не всякий залп – вестник революции»
определяя УРОКИ прошлого и будущего мы делаем попытку объяснить феномен и заявить о том что государство и общество, возлагая на учителя важнейшую из задач – обучение и воспитание гражданина, патриота, инноватора ХХI века не только не освобождает его от внешних проблем (вызовов), но надеется с его помощью эти проблемы решить наиболее рациональным для себя способом.
БУДУЩЕЕ – уже не то, что БЫЛО