Урок № 13Тема: «Подросток в группе»
Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи. Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться, да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!» Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно. Вопросы к классу:О чем эта притча?В чем ее смысл?Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Цели и задачи:Понимать:значение группы в процессе формирования подростка;проблемы, возникающие у подростка в группе. Знать:значение понятий «группы», «конформизм», «нонконформизм»;законы жизни группы;факторы, влияющие на жизнь в группе.Уметь:анализировать, выделять главное, обобщать;работать в группе;вести дискуссию, высказывать свое мнение и отстаивать его. Отношения, ценности, внутренние установки:дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию социальной среды на формирование подростка;объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока:1. Понятие группы.2. Как мы попадаем в группы.3. Подросток в группе: «за» и «против».4. Конформизм.5. Проблемы, возникающие у подростка в группе.
Что такое группа?
Как появляются группы?
Можно ли пренебречь законами группы? Задание: прослушав отрывок из произведения М.Горького «Старуха Изергиль», ответьте на данный вопрос. Позицию аргументируйте.
Подросток в группе: «ЗА» и «ПРОТИВ»Первый подход: Группа подавляет личность и способности подростка.Второй подход: Только в группе подростки проявляют свои способности и таланты.
Роль конформностиПозитивная: позволяет избегать конфликтовНегативная:мешает утверждениюнезависимогоповедения и мненияНонконформист – оказание сопротивления группе
КонформизмПроведем эксперимент. Сейчас я прошу выйти семь добровольных участников эксперимента.Описание: классу демонстрируется портрет пожилого афроамериканца. Семи участникам предлагается описать его.
Подведем итоги…Итак, сейчас мы увидели с вами на практике проявление особой формы поведения в ответ на групповое давление у человека, а именно – подчинение группе. Такое явление получило специальное название в науке – конформизм.Конформизм – это изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.
Задание: представьте себе, что вы попали на собрание группы, где вам необходимо определиться, в какой роли вы будете выступать.КонформистаНонконформистаСамоопределяющейся личности
Кто из подростков быстрее всего попадает под влияние группы?Влияет степень самооценки.Мы соглашаемся с теми, кто:А) близок нам по взглядам;Б) кто является авторитетом;В) воплощает власть.
Проблемы, возникающие у подростка в группеКакие же проблемы возникают у подростка в группе?Задание: сейчас каждый из вас называет ту проблему, которая, с вашей точки зрения, неизбежно возникает при взаимодействии подростка и группы. Я ее зафиксирую, а на следующем уроке мы попробуем выработать действия по решению этих проблемных ситуаций.
Домашнее задание:Выучить § 11 и выполнить дифференцированное задание:1 вариант: дайте определение понятия группы.2 вариант: проанализируйте проблемы, возникающие у подростка в группе. Попробуйте найти решения этих проблем.3 вариант: напишите сценарий жизни подростка в группе, используя следующий план:Название_______________________________Действующие лица _________________________Сюжет ___________________________________
Желаю удачи!