Учебный проект как средство активизации познавательной деятельностиобучающихся
«Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом, но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Умеет учить тот, кто учит интересно»А. Эйнштейн:
Учебный проект Система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.
Учебный проект Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Учебный проект Форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. В отличии от занятия или учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
Учебный проект Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный проект с точки зрения учащегося: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер
Метод учебного проекта – один самых эффективных методов обучения
Учебный проект с точки зрения учителя: это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: Проблематизации;целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии; презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; практическому применению знаний, умений и навыков; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу; синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Проектный метод направлен на Развитие критического мышления: - аналитическое; - ассоциативное; - логическое; - системное.Развитие творческого мышления: - пространственное воображения; - самостоятельный перенос знаний;- комбинаторные умения; - прогностические умения.
Проектный метод направлен на Умения работать с информацией: - отбирать нужную;- анализировать; - систематизировать и обобщать; - выявлять проблемы; - выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты; - статистически обрабатывать данные; - генерировать идеи; работать в коллективе; - владеть культурой коммуникации.
Метод проектов целесообразно применять, если Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). Есть значимость результата (теоретическая, практическая). Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. Возможно структурирование (этапность) проекта. Используются исследовательские методы: - формулировка задач исследования; - выдвижение гипотез их решения; - обсуждение методов исследования; - обсуждение способов оформления результатов; - сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных; - выводы.Результат – материальный продукт.
Результат (продукт) проекта БуклетПубликация РефератУстный журналПрезентация ДебатыЗащита исследованияМоделированиеВеб-сайт
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты Направлены на сбор информации об объекте Структура: цель, актуальность -> источники информации -> обработка информации -> презентация Интегрируются в исследовательские
Практико-ориентированные, прикладные Четко обозначен результат деятельности участников Результат практико-ориентирован Структура проекта детализирована Известна функция каждого участника
Ролевые, игровые Структура только намечается и корректируется до завершения работы Участники выступают в определенной роли Результаты конкретизируются в конце проекта
Творческие Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности Четко определен результат и форма представления Оформление результатов требует четко продуманной структуры
Исследовательские Предполагают выбор темы исследования Выдвижение гипотез Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовку проекта (презентация, буклет, публикация) Защиту проекта.
Монопроект проводится: - в рамках одного предмета; - по наиболее сложной теме; - структуризация по урокам; - заранее планируется работа на каждом уроке по группам.
Межпредметные (экологический ц ентр) Выполняются во внеурочное время. Требуют квалифицированного координатора. Группы имеют четкие исследовательские задания. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.
Надпредметные школьный пресс-центр школьный театрюридическая клиникалитературно-музыкальная гостинаяКонференциякруглый стол
Участники проекта(количество) Личностные Парные Групповые
Игра-соревнование по группам «Архивариус» Цель игры - формировать умения учащихся самостоятельно выявлять проблемные факты в источнике, добывать недостающую информацию в различных источниках (в том числе – в Интернет-ресурсах), определять по ключевым словам текста время создания исторического источника, оценивать достоверность его сведений, обосновывать свои решения.
Ход игры Задание. Перед вами - письменная запись фрагмента одного из источников (используется устный исторический источник, например – былина). Сюжеты этого вида источников использовали в своих трудах об истории Руси уже древнейшие летописцы. Для того чтобы данный источник мог найти свое место в архиве, вы должны заполнить на него «регистрационную карточку».
Условия игры Выигрывает та группа, которая точнее, полнее и быстрее всех справится с заданием. Для это надо определить: Вид источника Условное название произведения Век, о котором идет речь в тексте Имя героя (героев), о котором идет речь в тексте Примерное время (век) появления данного текста За обоснование каждого решения прибавляются дополнительные баллы.
«Вотум доверия произведению исторической живописи» Цель игры – формировать умения давать исторический анализ живописных произведений исторического жанра, сопоставляя содержащуюся в них информацию о прошлом с данными других источников, оценивать достоверность сведений, обосновывать свои решения. Суть данной игры заключается в том, чтобы при обсуждении итогов работы каждой из групп по своим источникам возникла проблемная ситуация, убедительно показывающая школьникам, что однозначного отношения к достоверности сведений, содержащихся в живописных произведениях, быть не может. Данная игра позволяет подвести учеников к пониманию интерпретационного характера исторических сведений, содержащихся в произведениях художественного жанра.
Ход игры Задание: Рассмотрите картину и сделайте заключение, можно ли, с точки зрения историка, считать достоверным изображение на картине. Условия игры: выигрывает та группа, которая правильно сравнит сведения двух источников, определится в своей позиции и приведет наиболее убедительные аргументы в пользу своего решения.
Игра «Историческое расследование» Цель игры – в процессе самостоятельной работы учащихся с текстами подвести учеников к пониманию зависимости их собственного восприятия исторических фактов от того, какими источниками они пользуются, показать им возможность извлечения знаний о способах исследовательской деятельности на основе анализа работ ученых историков.
Ход игры Задание: каждая группа получает свои источники информации о каком-либо загадочном событии истории (ряд источников может содержаться в Сети). Предлагается попытаться разгадать тайну этого события и изложить связанные с ней другие события от лица историка по плану: Виды источников, на основании которых излагается материал. Дата события, о котором идет речь. Сведения об участниках событий. Содержание события по данным источника. Отношение к достоверности сведений, полученных из источника информации.
Примеры учебных проектов Виртуальная экскурсияВиртуальная лабораторияРецензируем работу историкаПишем историю сами…
Практические советы 1. Творческие и организаторские способности, увлеченность своим предметом, добрые и открытые отношения с учениками. 2. Навыки работы с большим объемом методической и популярной литературы, Интернет-ресурсами.
Практические советы 3. Владение методами исследовательской деятельности. 4. Педагогическое сотрудничество, использование межпредметных связей в подготовке учебных проектов.
Практические советы 5.Владение информационно-коммуникативными технологиями. 6.Владение знаниями о современных педагогических технологиях.
Практические советы 7. Систематическое повышение квалификации.8. Больше творчества и полета мысли, вам это понравится!