Молодой учитель в школе - это новые идеи в образовании и «свежая кровь» 63,2% обуза для администрации школы 23,7% причина для сплетен 3,9% повод администрации устроить «показательную порку» 9,2%
Молодой специалист: творчество и качество
Приоритетная задача современного образования - подготовка специалиста новой формации: обладающего широкими фундаментальными знаниями, инициативного, адаптивного к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющего работать в команде.
Понятие «творческая деятельность молодого специалиста» определяется параметрами творческого потенциала: творческая способность личности молодого специалиста особенности его личности (темпераментом, характером, волей и др.), - творческая активность, - навыки творчества.
Для развития творческой активности молодых специалистов необходим переход на принципы: фундаментализации гуманитаризации образования
Мобилизация креативных ресурсов личности через: инновационный инструментарий- технологии творческого саморазвития личности, к которым относится инновационные технологии обучения, широко апробируемые в ОУ страны
Ключевая составляющая в решении задач повышения эффективности и качества учебного процесса – это формирование уровня творческого саморазвития личности молодого педагога, а так же его креативных (творческих) способностей
ТВОРЧЕСТВО – это процесс и (или) результат создания объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной и личностной значимостью, прогрессивностью.
Признаки творчества наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство); наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.
Характерные признаки творчества новизна, оригинальность, уникальность, прогрессивность творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не имевшее место. социальная значимость результата творческой деятельности
Творческий процесс - совокупность последовательных действий субъекта деятельности, направленных на создание объективно и субъективно новых, оригинальных продуктов, обладающих социальной значимостью и прогрессивностью, на изменение качественных показателей его развития.
Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Педагогическое творчество - процесс решения педагогических задач в постоянно меняющихся условиях
Результат педагогического творчества Создание оптимальных условий для развития ученика, что обеспечивает качество образования. Создание таких условий становится возможным, если педагог систематически осуществляет диагностику учебных достижений обучаемых, выделяя при этом их качественные показатели.
Процесс педагогического творчества усвоение того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта) изменение, преобразование существующего опыта
Алгоритм педагогического поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Формы творческой деятельности учителя: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее
Стороны педагогического творчества : конструктивная организаторская коммуникативная гностическая
Условия творческой педагогической деятельности: временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; атмосфера публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Характеристики творческого стиля деятельности учителя : оригинальность и критичность мышления, способность к видению проблем, направленность на творчество, самостоятельность суждений, лёгкость ассоциирования, лёгкость генерирования идей, способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, готовность памяти.
Качества творчески работающего педагога нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
Особенности эмоционально-волевой сферы творческой личности: способность концентрировать творческие усилия, упорство, склонность к разумному риску, смелость и независимость в суждениях, оптимизм, высокий уровень самооценки, стремление и потребность внедрять новое.
Условия развития творческого стиля деятельности: проблематизация содержания образования, рефлексивная позиция преподавателя и обучающегося в учебном процессе, диалог как форма осуществления субъект-субъектного взаимодействия в учебном процессе, основанном на межличностном, а не на ролевом взаимодействии
Условиями творчества молодых педагогов могут быть: нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога); стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в доме, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов и др.; научная организация труда; обогащение их общей культуры, кругозора, информативности; наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа; материальная обеспеченность, материальная база; свобода критики, проведение творческих дискуссий; использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении; влияние личности руководителя учреждения.
Источниками творчества молодых педагогов могут быть: анализ учебно-воспитательного процесса, выявление "узких мест" и "западающих" проблем; изучение опыта коллег; чтение научной литературы; картотека интересных фактов, высказываний; вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует; общение с коллегами, друзьями, воспитанниками; система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;
Существует закономерная связь и взаимообусловленность между педагогическим творчеством и инновационной деятельностью: одно не существует без другого, оба явления описываются в категориях новизны, оригинальности, прогрессивности и неординарности
педагогическое творчество инновационная деятельность Внедрение перспективных нововведений - создание условий для педагогического творчества и нововведений
Творческое включение молодого учителя в инновационную деятельность будет значимо влиять на его личностно-профессиональное становление, если: реализуется обеспечение информированности молодого учителя о сущности и механизмах инноваций, о личностно-профессиональном саморазвитии и овладении личностно-значимыми способами этого саморазвития осуществляется поддержка самодеятельного включения молодого учителя в активную творческую деятельность по преобразованию педагогической действительности и самого себя реализуется идея ориентации внутришкольного управления на личностно-профессиональное саморазвитие молодого учителя
Аспекты творческой деятельности учителя логико- педагогический - нестандартное, оригинальное решение педагогических задач субьективно- эмоциональный - коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д.).
Уровни педагогического творчества: уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других. уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания; эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком; высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.
Признаки уровней творчества: овладение новыми знаниями, способами, приемами; переосмысление собственной работы в свете новых знаний; разработка новых методов, приемов, форм, средств; модификация методов, приемов, средств; умение эффективно использовать передовой опыт; умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях; способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации. Высший уровень - создание новой системы обучения, воспитания, развития ОУ.
«У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».
Типология творческой личности Теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники. Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам. Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач. Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Качества креативной личности Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Параметры креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.
Препятствиями к проявлению креативности могут выступать: страх оказаться "белой вороной", склонность к конформизму моральные запреты однообразие решаемых задач
Степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.
Внешняя мотивация творчества - это реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание).
Факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству: интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки самооценка; стабильность эмоционального состояния.
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).
Варианты сотворчества педагога с обучащимися - педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; - педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом; - педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся; - педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.
"У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников. Педагог-творец видит шире и значительно дальше.
Дорогие молодые специалисты! Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет!
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Наши координаты: Адрес: ул. Уральская, 42 Тел.: 34-80-19 E-mail: [email protected]