КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСИЛЬКУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ им. М.А. Руденка» Составила:педагог-психолог Соломатова С.Б. 900igr.net
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов детского дома. Тема: Синдром эмоционального выгорания.
Содержание: 1.Понятие: «Синдром эмоционального выгорания». 2. Факторы способствующие «эмоциональному выгоранию». 3.Стадии «эмоционального выгорания». 4.Результаты диагностики «эмоционального выгорания» педагогов КОУ «Исилькульский детский дом им . М.А. Руденка». 5.Методы помощи при эмоциональном выгорании.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Факторы способствующие эмоциональному выгоранию педагога. Внешние Внутренние
Внешние факторы: Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Выражается в необходимости педагога постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно и быстро запоминать информацию, принимать решения.
Дестабилизирующая организация деятельности Выражается в нечеткой организации и планировании труда, недостатке оборудования, плохо структурированной и расплывчатой информации… Внешние факторы: Внешние факторы:
Повышенная ответственность за исполняемые функции Выражается в нравственной и юридической ответственности специалиста за благополучие вверенных деловых партнеров- пациентов, учащихся, клиентов и т. д. Внешние факторы:
Неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности Определяется двумя основными обстоятельствами -конфликтностью в системе «руководитель –подчиненный», в системе « коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других- искать способы экономии психических ресурсов. Внешние факторы:
Психологически трудный контингент Выражается в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. Внешние факторы:
Внутренние факторы Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан
Интенсивная интериоризация(восприятие и переживание)обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Внутренние факторы
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности : здесь имеется два аспекта. Во- первых. Педагог не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности, это стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы- безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых. Человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие. Он не испытывает удовлетворения от альтруистической эмоциональной отдачи другому человеку. Внутренние факторы
Нравственные дефекты и дезориентация личности. Обусловлено неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Внутренние факторы
Стадии эмоционального выгорания 1 стадия. Поведение характеризуется на уровне произвольного: провалы в памяти, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий. 2 стадия. Снижение интереса к работе, потребности в общении. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей. 3 стадия. Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил.
Методы помощи при эмоциональном выгорании. Физиологические: физические упражнения, принятие солнечных ванн, свежий воздух, прогулки, купание… Биохимические: здоровая еда, витамины, секс. Психологические: аутотренинги, медитации, методы саморегуляции,музыка,молитва.