Преодоление профессиональных деформаций личности преподавателя
ПЛАН Понятие профессиональной деформации преподавателей Факторы профессиональной деформации преподавателей Научные и практические области исследования проблемы Типология профессионально-педагогических деформаций Причины появления деформаций Профессиональное самовоспитание Уровни профессионально-педагогических деформаций преподавателей Механизмы преодоления профессионально-педагогических деформаций Проектная деятельность по преодолению профессионально-педагогических деформаций преподавателей
Профессиональные деформации преподавателей Профессиональные деформации - изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием определённой профессиональной деятельности.
Корреляции Существует взаимосвязь между личностными особенностями преподавателей, их профессионально-педагогическими умениями и способами преодоления или минимизации ими профессионально-педагогических деформаций.
Профессиональное самовоспитание Это сознательная деятельность преподавателя, направленная на развитие у него профессионально значимых качеств личности и преодоление негативных, в том числе профессиональных деформаций.
Педагогические условия профессионального самовоспитания - внешние (стимулирование мотивации преподавателей колледжа к повышению уровня профессионального мастерства, создание позитивного микроклимата в коллективе, включение в отношения наставничества либо партнёрства, повышение престижа профессионализма); - внутренние (возрастание потребности в самореализации и саморазвитии, актуализация мотивов профессиональных достижений, саморегуляция профессиональной деятельности: самоконтроль, самоанализ, самооценка; самоактуализация личностных профессиональных смыслов; стремление к самоизменению, самосовершенствованию).
Типология профессионально-педагогических деформаций / по Э.Ф. Зееру, Э.Э. Сыманюк/ Авторитарность Демонстративность Педагогический догматизм Доминантность Педагогическая индифферентность Консерватизм Педагогическая агрессия Ролевой экспансионизм Социальное лицемерие Поведенческий трансфер Дидактичность
Авторитарность Проявление деформации в профессиональной деятельности: жесткая централизация процесса управления; преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний; нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма. Психологические детерминанты: психологическая защита — рационализация; завышенная самооценка своих профессиональных способностей; властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.
Демонстративность Проявление деформации в профессиональной деятельности: чрезмерная эмоциональность, самопрезентация; управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива; демонстрация своего превосходства. Психологические детерминанты: психологическая защита — идентификация; завышенная самооценка «Я-образа»; акцентуация характера — эгоцентризм.
Педагогический догматизм Проявление деформации в профессиональной деятельности: стремление к упрощению педагогических задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний; склонность к мыслительным и речевым штампам; преувеличенная ориентация на свой опыт. Психологические детерминанты: стереотипы мышления; возрастная интеллектуальная инертность.
Доминантность Проявление деформации в профессиональной деятельности: превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам; требовательность и безапелляционность; нетерпимость к критике коллег. Психологические детерминанты: низкая эмпатия; индивидуально-типологические особенности; акцентуации характера
Педагогическая индифферентность Проявление деформации в профессиональной деятельности: проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости;. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения. Психологические детерминанты: психологическая защита — отчуждение; синдром «эмоционального выгорания»; генерализация личностного отрицательного педагогического опыта.
Консерватизм Проявление деформации в профессиональной деятельности: предубеждение против инноваций; приверженность устоявшимся технологиям обучения; настороженное отношение к «другим». Психологические детерминанты: психологическая защита — рационализация; стереотипные способы выполнения деятельности; социальные барьеры; хроническая перегрузка профессиональной деятельностью.
Педагогическая агрессия Проявление деформации в профессиональной деятельности: пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым студентам и коллегам; выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии. Психологические детерминанты: психологическая защита — проекция; индивидуально-типологические особенности; фрустрационная нетолерантность.
Фрустрация Фрустра ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Ролевой экспансионизм Проявление деформации в профессиональной деятельности: фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях; преобладание обвинительных и назидательных суждений; преувеличение значения своей роли; ролевое поведение за пределами аудитории. Психологические детерминанты: стереотипы поведения; тотальная погруженность в профессиональную деятельность; ригидность.
Ригидность Риги дность (лат. rigidus — жесткий, твердый) — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Социальное лицемерие Проявление деформации в профессиональной деятельности: склонность к морализированию; вера в свою нравственную непогрешимость; вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения; неискренность чувств и отношений Психологические детерминанты: психологическая защита — проекция; стереотипизация морального поведения; возрастная идеализация личного опыта.
Поведенческий трансфер Проявление деформации в профессиональной деятельности: эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и обучающимся; асоциальные формы поведения. Психологические детерминанты: психологическая защита — проекция; эмпатическая тенденция присоединения; идентификация.
Дидактичность Стремление всё назидательно объяснить, используя шаблонные способы передачи знаний и опыта. Проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.
Информационная пассивность проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для преподавания своего предмета;
Обученная беспомощность Формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.
Уровни профессионально-педагогических деформаций Регулятивно-прагматический уровень, характеризующийся прагматическими ситуационными аспектами самосознания. Эгоцентрический уровень, характеризующийся действиями, продиктованными личной выгодой, удобством, престижностью. Стереотипно-зависимый уровень, характеризующийся стремлением делить студентов на «своих», обладающих самоценностью, – это хорошо успевающих, «сильных» студенты, и «чужих», лишенных самоценности –«слабых» студентов со средним (низким) уровнем знаний и способностей.
Регулятивно-прагматический уровень деформации Это тип агрессивного представителя педагогической профессии, для которого характерен жёсткий контроль над студентами, широкое использование системы принуждения.
Эгоцентрический уровень деформации Это тип индифферентного отношения к студентам, к их мнениям, интересам, потребностям; удовлетворённость собой и своей деятельностью достигает максимального значения, самооценка, как правило, завышена.
Стереотипно-зависимый уровень деформации Это тип авторитарного отношения к студентам, когда их стремятся максимально подчинить своему влиянию, подчёркивая своё превосходство, жёстко пресекают чью-либо инициативу, видя в ней посягательство на свой авторитет; таких преподавателей отличают склонность к субъективизму в оценивании и следование стереотипам.
Неудовлетворённость своей профессиональной подготовкой (по Холодновой И.В.) не совсем удовлетворены - 35,6%, не удовлетворены вообще - 3,4%, организаторскими умениями - 27,4%, коммуникативными умениями - 11,3%. Данные диагностики 192 преподавателей трёх педагогических колледжей Ростовской области
Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации. Каковы возможные пути профессиональной реабилитации?
Пути профессиональной реабилитации Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностей; • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; • прохождение тренингов личностного и профессионального роста; • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста; • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; • повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность.
Механизмы преодоления деформаций - социальный механизм; - личностно-профессиональный механизм; - управленческий механизм.
Социальный механизм преодоления профессионально-педагогических деформаций - Создание моральных и материальных стимулов труда преподавателя, адекватных его затратам. - Формирование в общественном сознании положительного имиджа современного педагога с целью повышения престижа педагогической профессии.
Личностно-профессиональный механизм Осознание преподавателем имеющихся у него профессионально-педагогических деформаций; комплексное обеспечение процесса профессионального самовоспитания, ориентированного на профессиональные возможности и потребности каждого педагога; поиск и самоактуализацию личностных смыслов в профессиональной деятельности.
Управленческий механизм Создание ситуаций успеха в повседневной профессиональной деятельности преподавателей вуза; осуществление всесторонней педагогической поддержки преподавателей; обеспечение оптимальных условий для профессионально-личностной реабилитации преподавателей, переживающих «тройной кризис» (возрастной, социокультурный, профессиональный).
Эмоциональное выгорание Своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность.
Профессиональные акцентуации Чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.