106-397-684 Педагогическая деятельность
106-397-684 Особенности педагогической деятельности Цель определяется обществом Мета-деятельность. т.е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью Объект деятельности выступает и как её субъект. Деятельность носит как субъект –объектный, так и субъект-субъектный характер Результаты педагогического взаимодействия в развитии и становлении личности проявляются только в будущем
106-397-684
106-397-684 Компетентная педагогическая деятельность предполагает владение умениями Ставить и решать педагогическую задачу Общаться, организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие Организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи. Формировать общеучебные и специальные умения и навыки Ориентироваться на личность и её индивидуальные особенности Прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты Владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками
106-397-684 Технологические принципы педагогической деятельности Ориентированность на отношения Учёт уровня воспитанности и обученности воспитанников Принцип меры Принцип динамичности педагогической позиции Принцип компенсаторности Сенсорологический принцип Принцип оригинальности и новизны воздействий и приёмов взаимодействия Культурологический принцип профессиональных аналогий и заимствований через педагогическую инерпритацию и аранжировку в педагогической деятельности
106-397-684 Педагогическое мастерство
106-397-684 Педагогическое мастерство - уровень совершенного владения педагогической деятельностью
106-397-684 Основы Педагогического мастерства
106-397-684 Основы педагогического мастерства Сформированное педагогическое сознание в единстве концепций В-воспитанника, Д-деятельности, Я-концепции – личностной и профессиональной . (Р.Бернс)
106-397-684 Основы педагогического мастерства Готовность к творческой деятельности: Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия Способность к самосовершенствованию и самообразованию Разработка новых методик, форм, приёмов, средств и их оригинальное сочетание Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и её результатов Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога Способность к импровизации. Основанной на знаниях и интуиции Умение видеть «веер вариантов »
106-397-684 Основы педагогического мастерства Профессионально значимые личностные качества: Толерантность. Стремление к максимальной гибкости. Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников Умение придать личностную окраску преподаванию Установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника Владение стилем неформального общения с воспитанниками Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм Способность к педагогической рефлексии Креативность
106-397-684 Основы педагогического мастерства Педагогические способности: Коммуникативные Прогностические Перцептивные Гностические Дидактические Организаторские Конструктивные Экспрессивные
106-397-684 Основы педагогического мастерства Владение педагогической технологией - системой способов, приёмов, шагов последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника
106-397-684 Основы педагогического мастерства Владение педагогической техникой: Умением вступать во взаимодействие, общаться, контролировать своё поведение и реакции Использовать мимику, жесты, пантомимику, речь Пользоваться предметными средствами обучения и воспитания
106-397-684 Современные образовательные технологии
106-397-684 Современные образовательные технологии, такие как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения» и д.р., позволяют приспособить учебный процесс к индвидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы.
106-397-684 Все эти технологии можно определить как личностно - ориентированные
106-397-684 Технология полного усвоения знаний
106-397-684 Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж.Кэррол, Б.Блум и их последователи. В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.Кларина.
106-397-684 Дж.Кэррол предложил параметры обучения: Постоянный параметр – Результат обучения Переменные параметры, подстраиваемые под достижение каждым обучаемым заданного результата – Условия обучения
106-397-684 Этот подход был поддержан и развит Б.Блюмом. Б.Блюм предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б.Блюм изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается.
106-397-684 При правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов. Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы
106-397-684 Категории обучаемых Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени Талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени
106-397-684 Реализуя данный подход, Дж.Блок и Л.Андерсен разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний
106-397-684 Исходным моментом методики является установка, которую должен принять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса
106-397-684 Педагогу предстоит определить эталон полного усвоения и достигаемых результатов, заданный в унифицированном (приведённом к единообразию) виде с помощью иерархии (последовательного расположения от низшего к высшему) педагогических целей, разработанных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер.
106-397-684 Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение этого эталона.
106-397-684 Иерархия целей познавательной деятельности Цель Действия ученика Результат действий Знание Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) Запомнил, воспроизвёл, узнал Понимание ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) Объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой Применение Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации) Применил и получил заданный результат Анализ Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого Вычленил части из целого Синтез Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого. Обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) Образовал новое целое Оценка Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели Определил ценность и значение объекта изучения
106-397-684 Представленная таксономия целей Б.Блума получила широкое распространение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения.
106-397-684 Технология разноуровневого обучения
106-397-684 Теоретическая обоснованность данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж.Кэрролл, Б.Блум. З.И.Калмыкова и др.).
106-397-684 Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы. Каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом).
106-397-684 Основные принципы Всеобщая талантливость Взаимное превосходство Неизбежность перемен - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше. Это что-то надо искать - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным
106-397-684 Организационная модель школы Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями Внутриклассная дифференциация в среднем звене проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом м вариативном) по математике и русскому языку 9зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
106-397-684 Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
106-397-684 Технология коллективного взаимообучения
106-397-684 К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г.Ривина и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: - организованный диалог - сочетательный диалог - коллективное взаимообучение - коллективный способ обучения (КСО) - работа учащихся в парах сменного состава.
106-397-684 Преимущества КСО В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение материала
106-397-684 Варианты работы в парах Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения; Динамическая пара: выбирают четырёх учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; Вариативная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания
106-397-684 Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого материала.
106-397-684 Технология модульного обучения
106-397-684 Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
106-397-684 Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П.Ю.Цявичене.
106-397-684 Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.
106-397-684 Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.
106-397-684 Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.
106-397-684 Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.
106-397-684 Описанные технологии не исчерпывают всё многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовём ряд авторов других образовательных технологий: Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, П.М.Эрдниев, Н.А.Зайцев, Н.Н.Палтышев, А.М.Кушнир, И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, Н.П.Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии».
106-397-684 Творческих успехов!