Подготовка учителя к аттестации Русинова Елена Геннадьевна- учитель начальных классов МОУ «СОШ № 36» г. Вологды
Условия для прохождения успешной аттестации Объективная оценка результатов своей педагогической деятельности (работа с листом самооценки). Чёткая формулировка результатов деятельности в приложении к заявлению на аттестацию. Грамотное оформление собранных за межаттестационный период материалов. Разработка урока в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом.
Последовательность действий при подготовке к аттестации Заполнение заявления и составление приложения к заявлению на аттестацию. Подготовка необходимых материалов для изучения экспертной группой (накопление материала в межаттестационный период; оформление и распределение данных материалов по папкам). Разработка технологической карты открытого урока, подготовка к нему. Заполнение листа самооценки.
Составление приложения к заявлению на аттестацию Результаты деятельности обучающихся Успеваемость обучающихся. Результаты городского мониторинга качества знаний в 4 классах. Фамилии обучающихся, окончивших начальную школу с Похвальным листом (с указанием года). Фамилии победителей и призёров школьных олимпиад по предметам. Участие обучающихся и их результаты в муниципальных конкурсах. Участие обучающихся и результаты в областных конкурсах. Участие обучающихся и результаты в общероссийских конкурсах. Участие обучающихся и результаты в международных конкурсах.
Составление приложения к заявлению на аттестацию Методическая работа учителя Указание на выполнение обязанностей руководителя Школьного методического объединения, члена Методического совета школы, наставника молодых специалистов. Участие в разработке документов в соответствии с ФГОС НОО, локальных актов школы. Создание проектов (воспитательная система класса, модель диагностической деятельности по определению условий, способствующих формированию детского коллектива). Трансляция опыта (выступления, открытые уроки).
Составление приложения к заявлению на аттестацию Участие в профессиональных конкурсах Награды и поощрения (в хронологическом порядке) Непрерывное повышение квалификации: - общее количество часов курсовой подготовки, организаторы курсов, названия курсов, № и даты получения удостоверений и сертификатов.
Подготовка материалов к экспертизе При подготовке документов к аттестации сведения берутся из отчётов, предоставляемых администрации школы к концу учебного года: - отчёт учителя, - отчёт классного руководителя. К моменту аттестации все сведения сводятся воедино, аналитически обрабатываются, вносятся комментарии. Материалы в папках представила в соответствии с Положением об экспертизе результатов профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области.
Название папок, формы предоставления документов Общие сведения о педагоге Образование Стаж Занимаемая должность Уровень образов. Базовое образов. Учебное заведение Спец-ость по диплому Квалификация по диплому Год окончания Общий трудовой Педагогический Стаж работы в данном учреждении Должность Стаж работы в должности (количество лет) Дата назначения на должность (число, месяц, год) Тип должности (основная/совмещение)
Название папок, формы предоставления документов Общие сведения о педагоге Аттестация Участие в профессиональных конкурсах Профиль Категория Форма прохождения Дата присвоения (число, месяц, год) Наименование конкурса Год Уровень участия Результат Победитель Призёр Участник
Название папок, формы предоставления документов Повышение квалификации копии удостоверений, сертификатов сведения о прохождении курсов повышения квалификации (за 5 лет) Награды и поощрения грамоты, дипломы, благодарственные письма Форма Год Тематика Организатор Подтверждающие документы (№, дата выдачи) Форма награждения Кем награждается Дата Грамота Диплом Благодарственное письмо 2008 2009 …
Название папок, формы предоставления документов Динамика успеваемости обучающихся Успеваемость по предметам Показатели Значение показателей 2007-2008 (4 кл) 2009-2010 (2 кл) 2010-2011 (3 кл) 2011-2012 (4 кл) Кол-во обуч-ся % Кол-во обуч-ся % Кол-во обуч-ся % Кол-во обуч-ся % Уровень обученности Качество знаний
Название папок, формы предоставления документов Динамика успеваемости обучающихся Результаты итоговых контрольных работ за курс начальной школы Отметки Математика (контрольная работа) Русский язык (диктант / грамм. задание) 2007-2008 2011-2012 2007-2008 2011-2012 Кол-во обуч-ся % Кол-во обуч-ся % Кол-во обуч-ся % Кол-во обуч-ся % «5» «4» «3» «2»
Название папок, формы предоставления документов Динамика успеваемости обучающихся Диаграммы Аналитическая справка содержит комментарии учителя о стабильности или росте в динамике успеваемости. При снижении показателей указываются объективные причины.
Название папок, формы предоставления документов Результаты учебной деятельности 1 класса Папка составлена в соответствии с требованиями, обусловленными переходом на новые стандарты. Результаты обучения представлены в сводных таблицах по стартовой диагностике УУД (универсальных учебных действий) первоклассников, итогам проверочных работ по математике и обучению грамоте, а также самими работами первоклассников с оценочными листами.
Название папок, формы предоставления документов Внеурочная деятельность по предметам по основным предметам Учебный год 2007-2008 (4 кл) 2009-2010 (2 кл) 2010-2011 (3 кл) 2011-2012 (4кл) Показатели участие ( %) результат участие ( %) результат участие ( %) результат участие ( %) результат Олимпиады школьного уровня Олимпиады муниципального уровня Конкурсы международного уровня
Название папок, формы предоставления документов Внеурочная деятельность по предметам в конкурсно-познавательных играх в других конкурсах Аналитическая справка содержит комментарии учителя, в которых анализируется уровень познавательной активности обучающихся, делаются выводы о динамике роста числа участников, улучшении показателей результативности. Год/класс Название Уровень Результат Год/ класс Название, форма участия Уровень участия Результат Школьн. Муниц. Регион.
Название папок, формы предоставления документов Внеурочная деятельность по предметам Папка содержит грамоты, дипломы, благодарственные письма обучающихся. Все имеющиеся документы сопровождаются сводной таблицей. Достижения обучающихся Сведения о факультативах, кружках и других формах деятельности Класс/ год Название, форма участия Уровень участия Результативность Школьн Муниц Регион. Год Количество учащихся % участия Класс Формы деятельности, название курса
Название папок, формы предоставления документов Методическая работа Участие учителя в городских мероприятий по изучению передового опыта Обобщение и распространению педагогического опыта Форма Тематика Дата Место проведения Дата Мероприятие Тема Форма проведения Открытый урок Доклад Мастер-класс …
Название папок, формы предоставления документов Методическая работа Научно-методическая деятельность Работа руководителя ШМО Создание и защита проекта Разработка воспитательной системы класса Разработка памяток для обучающихся Организация и проведение в начальных классах международных конкурсов, школьных олимпиад Разработка заданий для школьной олимпиады Участие в разработке документов в соответствии с ФГОС НОО, локальных актов школы. Участие в разработке материалов для школьных семинаров. Участие в разработке оценочных листов в 1 классе по предметам в соответствии с новым стандартом образования. Работа по наставничеству с молодыми специалистами.
Название папок, формы предоставления документов Методическая работа Самоанализ индивидуального педагогического опыта. В нём представлен опыт работы по темам самообразования. В связи с переходом на новый образовательный стандарт последние годы перед аттестацией изучала возможности реализации новых требований через учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». С начала этого учебного года выбрала тему, связанную с формированием у младших школьников универсальных учебных действий. При обобщении своего опыта остановилась на обосновании выбора данной темы, а также на вопросе изучения необходимой литературы, изложила свои наработки по данной проблеме.
Название папок, формы предоставления документов Методические материалы Разработки открытых уроков Разработки открытых внеклассных мероприятий Разработки рабочих уроков и внеклассных мероприятий Доклады и выступления на заседаниях школьного методического объединения, педсоветах, конференциях, семинарах и т.д. Данная папка содержит:
Название папок, формы предоставления документов Воспитательная система класса Классное руководство на каждый год планирую в соответствии с концепцией разработанной мною воспитательной системы класса «Шире круг». Классное руководство Папки формируются по выпускам и включают разделы Цель и задачи воспитательной работы Ожидаемые результаты Характеристика класса Работа с родителями
Название папок, формы предоставления документов Классное руководство Организация воспитательной деятельности Тематические классные часы Занятость обучающихся во внеурочное время Индивидуальная работа с обучающимися Протоколы родительских собраний, выступления учителя Название цикла Направление Название мероприятия Цели и задачи Форма проведения Сроки № Тематика классного часа К чему приурочен Цели, задачи Дата
Название папок, формы предоставления документов Классное руководство Результаты диагностики родителей и обучающихся по запланированным методикам Анализ работы классного руководителя Творческие работы обучающихся – проекты рефераты, сочинения, выступления и т.д., накопленные за пять лет. В перечень материалов, предоставляемых на экспертизу, входят папки с Рабочими программами по предметам, Программой внеурочной деятельности, классный журнал, продукты проектной деятельности педагога, конкурсные работы, тетради обучающихся, ученические дневники. Учитель может предоставить материалы в электронном варианте (разработанные презентации, «банк» разноуровневых заданий для уроков, дидактический материал).
Разработка технологической карты урока Форма технологической карты Название предмета Тема учебного занятия Место урока в теме Тип урока Цель и ожидаемый результат урока Таблица с ходом урока Урок, разработанный в соответствии с технологической картой, позволит экспертам отследить компетентные качества педагога не только по наблюдениям в ходе урока, но и в процессе анализа изложенного урока. Этап Задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Необходимое оборудование
Разработка технологической карты урока Наблюдаемые компетентности в ходе урока и через его анализ Компетентность Показатели наблюдений Этап урока Компетентность в области личностных качеств Эмпатийность и социорефлексия Учащиеся легко идут на контакт с учителем, безбоязненно обращаются за помощью; дружеский тон общения. Учитель принимает разные точки зрения по одному и тому же вопросу, умеет находить точки соприкосновения в противоречивых взглядах. Позитивно относится к обучающимся, может сказать про каждого что-то положительное. В ходе всего урока Самоорганизованность Всё необходимое для урока подготовлено заранее. Учитель следит за соблюдением временных интервалов, использует приёмы ритмичной организации работы. Своевременно вносит коррективы в ход урока в зависимости от сложившейся ситуации. До начала урока В ходе всего урока Общая культура Поведение и внешний вид учителя соответствует этическим нормам. Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи. В ходе всего урока
Разработка технологической карты урока Наблюдаемые компетентности в ходе урока и через его анализ Компетентность в области постановки целей и задач урока Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся Цели и задачи урока сформулированы дидактически и методически правильно, понятны для обучающихся, аргументируется важность достижения цели. Умеет вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач, в аргументацию важности достижения цели. Вводно-мотива-ционный этап В ходе всего урока Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Цели и задачи урока сформулированы на основе темы. Цель урока конкретизирована до формулировки комплекса взаимосвязанных задач. Результаты обучения соотнесены с поставленными задачами. Актуализация знаний. Контрольно-оценочный этап Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач При вовлечении обучающихся к постановке целей и задач используются различные способы. Обучающиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока в соответствии с темой. Обучающиеся принимают участие в формулировке результата деятельности и способов его достижения. Постановка проблемных вопросов; диалог, пауза В ходе всего урока
Разработка технологической карты урока Наблюдаемые компетентности в ходе урока и через его анализ Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности Учитель отмечает даже самый маленький успех учеников, специально обращает внимание одноклассников на достижения конкретного ученика. Используются варианты заданий различной сложности, чтобы ученики могли добиваться успеха. В ходе всего урока Закрепление и применение новых знаний Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся Учитель обеспечивает на уроке определённый уровень заинтересованности обучающихся в теме и содержании урока, используя знания об интересах и потребностях обучающихся, а также различный материал и задания, способный вызвать интерес. В ходе всего урока Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся Учитель активизирует творческие возможности обучающихся через предлагаемые задания. Использование учителем примеров и наглядных материалов для доказательства обучающимся важности изучаемой темы в практической жизни. Поощряет любознательность, используя приёмы, заставляющие обучающихся задуматься, задавать дополнительные вопросы, уточнять детали. Открытие новых знаний Закрепление и применение новых знаний
Разработка технологической карты урока Наблюдаемые компетентности в ходе урока и через его анализ Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в методах преподавания Учитель использует методы преподавания, соответствующие современным дидактическим требованиям, обоснованно использует информационно-коммуникативные технологии. В ходе всего урока Компетентность в предмете преподавания Учитель хорошо знает преподаваемый предмет. На уроке прослеживаются межпредметные связи. На уроке обучающиеся демонстрируют знания на «хорошо» и «отлично». В ходе всего урока Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Умение выбрать и реализовать образовательную программу На уроке учителем решаются воспитательные цели и задачи. В ходе всего урока Умение принимать решение в педагогических ситуациях Учитель поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения, при этом даёт конструктивные комментарии к высказанным мнениям. В ходе всего урока
Разработка технологической карты урока Наблюдаемые компетентности в ходе урока и через его анализ Компетентность в области организации учебной деятельности Умение устанавливать субъект-субъектные отношения Учитель умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами. Настроение класса можно оценить как активное, рабочее. Поддерживает дисциплину на уроке. В ходе всего урока Умение организовать учебную деятельность обучающихся Учитель использует методы обучения, побуждающие обучающихся проявлять мыслительную активность. Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности (УУД). При ответах обучающиеся ссылаются на дополнительный материал, используемые источники. В ходе всего урока Умение реализовать педагогическое оценивание При оценивании учитель указывает, какими были критерии оценивания, что в работе обучающегося соответствовало критериям, а что нет. На уроке используются различные методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Учитель способствует формированию навыков объективной самооценки и самоконтроля у обучающихся. Закрепление и применение новых знаний Контрольно-оценочный этап
Работа с листом самооценки Последним этапом в подготовке учителя к аттестации будет заполнение листа самооценки. Методика работы с листом самооценки изложена в Положении об экспертизе результатов профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области. Заполнение листа самооценки поможет оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста. Работу с листом самооценки необходимо начинать еще до подачи заявления на аттестацию. Это позволит объективно оценить уровень своих компетентностей, просчитать с помощью ключа средний балл. Показатель среднего балла позволит правильно принять решение, на какую категорию аттестоваться, а также обозначить виды компетентностей, над которыми необходимо работать.