900igr.net
Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Работа в группах.) Зам. директора Галёва Е.В. 2. Роль классного руководителя в разрешении конфликтов родителей с собственным ребёнком. Козлова Е.А. 3. Пути разрешения конфликтных ситуаций в классном коллективе учащихся подросткового возраста. Толстова А.А. Техника педагогического общения в конфликтных ситуациях. Практикум. Школьный психолог Кириллова И.Г.
Основная цель: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями.
Что такое «культура общения»? Как можно охарактеризовать это понятие, из каких элементов оно состоит? ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА
Какие особенности и тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»? ВТОРОЙ ЭТАП ОБСУЖДЕНИЯ ВОПРОСА
КОНФЛИКТ (от лат. сonflictus – столкновение) – это столкнове-ние противоположно направ-ленных целей, интересов, пози-ций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вы-зывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.
В.А. Сухомлинский о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива».
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации Участники конфликтов имеют различный социальный статус Разница возраста и жизненного опыта участников конфликта Различное понимание событий и их причин участниками конфликта
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ Стиль конкуренции или соперничества Стиль сотрудничества Стиль компромисса Стиль уклонения, избегания Стиль приспособления
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОБСУЖДЕНИЕ ТРЁХ СЮЖЕТОВ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ «педагог-педагог» «педагог-ученик» «педагог-родитель»
Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации: Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации? Основные причины возникшего конфликта и его содержание. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии (чего он хочет: помочь, избавиться, безразличен и т.д.). Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…). Смысл конфликта для каждого из его участников. Варианты дальнейших отношений участников конфликта. Какие действия, приёмы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление?
Специальная технология общения (по Д. Карнеги): УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто её получает, и не обедняет тех, кто её даст! Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. Давайте чётко и искренне признавать хорошее в других. Будьте сердечными в своём одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
невнимание к особенностям группы детей; неумение и нежелание учитывать в рабо-те с детьми индивидуальные особенности, игнорирование чувств ребёнка; отсутствие педагогического такта, этики или грубость со стороны педагога; неправильная стимуляция детей поощре-нием и наказанием; собственные частые негативные эмоцио-нальные состояния и отсутствие навыков саморегуляции и самоконтроля.
отсутствие мотивации и интереса к учению; низкий уровень воспитанности и низкий интеллект; отсутствие интереса к общественной жизни школы и класса; самоутверждающееся поведение; слабо развитый контроль над своими эмоциями, низкий уровень эмпатии.
Выбор стратегии поведения в конфликте. Проведение психологического анализа ситуации. Учёт индивидуальных психологических особенностей ребёнка. Культура, этика общения. Контроль собственного эмоционального состояния.
Формирование чувства «МЫ». Обязательное установление личностного контакта с детьми. Демонстрация собственной расположен-ности. Постоянное проявление интереса к своим ученикам. Оказание и просьба помощи. Позитивное отношение педагога к личности учащихся и система приёмов поощрения. Предъявление требований в сочетании с уважением к личности ребёнка.
В основе работы-действия и мероприятий, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Педагогический такт, недопустимость неосто-рожного вмешательства в жизнь семьи. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.