Реализация профессионального стандарта педагога в образовательной деятельности МБОУ СОШ№189 Шаталов Евгений Валентинович, МБОУ СОШ 189, г. Новосибирск 2013 г.
Цель работы: анализ и учет информации проекта «Профессиональный стандарт педагога» для создания новой образовательной программы школы, позволяющей совершенствовать качество образовательного процесса.
Задачи: 1.подготовка соответствующей законодательной документации; 2.изменение стандартов подготовки и переподготовки учителя; 3.оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки учителям школы; 4. расширение открытости образовательного пространства школы; 5.создание эффективных вариантов мониторинга, позволяющих менять качество обучения.
Создание штатного расписания образовательных учреждений согласно нормативно-правовых документов МО РФ для закрепления указанного статуса в правовом поле профессионального стандарта педагога.
Рекомендация по формированию штатного расписания «Профессионального стандарта педагога» Штатное расписание школы Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующиеспециальности:педагог начальной, основной и старшей школы.В перспективепредполагается расширитьсферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности:педагог дополнительного образованияУчитываянеобходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности,планируетсярассмотреть введение дополнительных специальностей:педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог),осуществляющий свою деятельность вмассовой школе,тьютор,оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождениеребенка-инвалида. Директор - Педагог начальной, основной и старшей школы.(школа 189 – 65 учителей,педагогов) педагог дополнительного образования; педагог-психолог(189 школа - 7 психологов, второе образование учителя); специальный педагог (дефектолог)–(189 школа – логопед), Тьютор(189 школа руководитель интеллект-клуба )
Критерии оценки качества деятельности педагога
4. Профессиональный рост педагога: 4.1. Проведение семинаров, мастер-классов районного, городского, областного уровней. 4.2. Выступления на заседаниях МО, ПС, конференциях. 4.3. Создание учебных пособий, печатные работы, разработка пособий для школьного сайта. 4.4. Участие в профессиональных конкурсах. 4.5. Аттестация. 4.6. Проведение открытых уроков для коллег, родителей. 4.7. Посещение семинаров, конференций, ярмарок. 4.8. Наставничество. Критерии оценки качества деятельности педагога (пример из опыта работы школы)
Поэтапность введения профессионального стандарта педагога (из опыта работы 189 школы)
Положение Совета школы в соответствии с требованиями Закона об образовании и рекомендациями профессионального стандарта педагога. «Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса».
Функции профессионального стандарта педагога как основа формирования трудового договора МБОУ СОШ№189 Графа ПСП «Зачем нужен профессиональный стандарт педагога» предполагает пять ключевых вариантов ответа, при этом пятый пункт является основой для подписания трудового договора между работником и работодателем. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. На первом этапе работы в МБОУ СОШ№189в 2013г. сформирован новый Коллективный договор в соответствии с приказами МО РФ и МО НСО. Затем путём совместных усилий администрации, трудового коллектива, первичной профсоюзной организации был сформирован и на педагогическом совете одобрен трудовой договор. Следующий шаг – эффективный договор.
Как избежать «мелочной регламентации работы с документами» и выполнить рекомендации ПСП на законодательной основе?
Форма деятельности, предлагаемая в «Профессиональном стандарте педагога» Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа сдевиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении. Планируемая нормативно-правовая документация школы №189 по указанному направлению Подпрограмма «Одарённые дети» Разработка программы инклюзивного образования Разработка планов занятийрусским языком с учащимся, для которых он не является родным. Обучение специалистов для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Составление плана занятий с данной категорией учащихся совместно классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом
Поменяется ли Программа развития школы с внедрением ПСП ? Основные теоретические направления «Профессионального стандарта педагога» Реализация основных направлений Программы развития МБОУ СОШ№189
Требования стандарта к обучению педагога Выполнение стандартов обучения педагогами и учителями МБОУ СОШ№189 1. Иметьвысшее образование.Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 1. Выполнить требование ПСП согласно нормативным законам РФ к2015г. 2. Демонстрироватьзнание предмета и программы обучения. 2.Обязательное участие учителя предметника вдекаде показа профессионального мастерства 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализироватьих эффективность (самоанализ урока). 3.Участие в конкурсах профессионального мастерства. Организация и проведениеобластных, городских, районных семинаровс обязательной демонстрацией открытых уроков. 4. Владеть формами и методами обучения, выходящимиза рамки уроков. 4.Совместная разработкаоткрытых проектовс преподавателями и студентами НГПУ. Публикация внеклассных мероприятий на сайте школы. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которыхрусский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Создание школьной трёхуровневой программы для работыс одарёнными детьми по математике, русскому языку, литературе.Разработка плана по работе с детьми инклюзивного уровня. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используяразные формы и методы контроля. Разработка новых вариантов тестирования для проверки знаний учащихся, приближенных к требованиям ЕГЭ, ориентированных не на констатацию факта, ана возможность ученика пересдать неусвоенные темы. Создание базы данных для пересдачи неусвоенных тем учащимся. 7. ВладетьИКТ-компетенциями. Реализовать полный охват переподготовки преподавателей по использованию электронных ресурсов урока.
Требования стандарта к воспитательной работе педагога Выполнение стандартов воспитания педагогами и учителями МБОУ СОШ№189 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Комплексно-целевая программа «Повышение качества воспитательной работы», включающая в себя Программу воспитания. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций Программа воспитателя, направленная на художественно-эстетическое воспитание младшего школьника. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. Использование ресурса школьного музея для формирования риторического сопровождения экскурсии учениками старших классов. Утверждение плана работы музея совместно со школьным Парламентом. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Положение «Правила для учащихся МБОУ СОШ №189» 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. Положение о школьном Парламенте 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. 6.Выполнение школьного Устава. Выполнение приказа Президента «О единых требованиях к школьной форме». 7.Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 7.Работа школьного Парламента совместно с выборными старостами класса над коллективными и учебными мероприятиями.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Отражение данного пункта в стимулирующей части оплаты труда как ключевого критерия эффективности работы классного руководителя в соответствии с требованиями Закона об образовании. 9. Уметь находить(обнаруживать)ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. В качестве ценностного аспекта учебных знаний использовать ресурсы школьного Пресс-центра для ежемесячного выпуска тематической школьной газеты. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 10.Продолжить традицию сотрудничества с поэтическим обществом «Белая сирень» , перейти к выпуску школьных сборников поэзии в электронном виде. 11. Уметь обнаруживать и реализовывать(воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Продолжить традицию сотрудничества с ДДЮТ Октябрьского района: хореографические студии, «32 такта», «Солнечное настроение», Театральная студия «Орхестра», вокальная группа «Родники России»
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 12.План воспитательной работы школы, планы воспитательной работы классных руководителей 13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 13. План воспитательной работы школы, планы воспитательной работы классных руководителей 14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 14. План работы Совета Учреждения, тематика общешкольных родительских собраний, родительского лектория; План работы с неблагополучными семьями, составленный на основе консультационного совета с социальным педагогом 15. Уметь сотрудничать(конструктивно взаимодействовать)с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач(задачдуховно-нравственного развития ребенка). 15.В выставочном зале музея расположены экспозиции, посвящённые истории школы, её выпускникам, педагогам. Также имеются экспозиции о истории создания родного города "Новосибирск - прошлое и настоящее" , предметы быта сибиряков, "Города - герои" , "Три великих битвы" , "А.И.Покрышкин" 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 16. Анализ работы классных руководителей, анализ уровня реализации планов воспитательной работы 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 17.Планы работы социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад. Ключевые решения по укреплению материально-технической базы школы и реализации Программы развития корректировать на ежеквартальном Совете школы, согласно Уставу школы.
Нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение стандартов профессионального роста педагогами и учителями МБОУ СОШ№189 Требования стандарта к личностным качествам и развитию профессиональных компетенций педагога Нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение стандартов профессионального роста педагогами и учителями МБОУ СОШ№189 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися с разными возможностями освоения учебного предмета. Утверждение графика пересдачи учащимися неусвоенных тем согласно Закону об образовании. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 2.Ведение социальным педагогом карточек учёта успеваемости, посещаемости детей группы риска; неблагополучных семей; учащихся замеченных в табакокурении, употреблении алкогольных напитков 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 3. Рабочие программы учителей-предметников, планы воспитательной работы классных руководителей, планы работы педагога-психолога, социального педагога 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума 4. Планы совместной работы с психологическим центром «Алиса», с МБУ КЦСОН, ОПДН 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 5.Проведение каждую четверть для учителей школы обучающих семинаров доцентом кафедры психологии НГПУ. 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 6. Разработка учителями начальных классов к 27 декабря 2013г. специальных программ индивидуального развития ребёнка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу План повышения квалификации педагога- психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителей предметников, классных руководителей 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 8. Отслеживание динамики развития ребенка в ходе реализации специальных программ индивидуального развития. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Проведение педагогического совета (ноябрь 2013г.) по утверждению новых профессиональных стандартов образования. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. Планы воспитательной работы классных руководителей, планы работы педагога-психолога, социального педагога 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Программа воспитания
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 12. Программа воспитания, планы воспитательной работы классных руководителей, планы работы педагога-психолога, социального педагога 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 13.Необходимо обучить в 2013г. преподавателей по направлению «Психолого-педагогическое образование» по работе с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с ОВЗ и т.д. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 14.Участие в Областной программе мониторинга «Склонность учащихся к употреблению ПАВ и курению» («Магистр», декабрь 2013) 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 15.Увеличить штат психологов для подготовки классных руководителей уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 16. Включить заместителю директора по УВР дополнительные должностные обязанности по оцениванию программ профессиональной переподготовки, дающих дополнительную квалификацию по психолого-педагогическому профилю в университетах и центрах профессионального образования педагогов. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам). 17. Разработка и реализация основных образовательных программ НОО, ООО, рабочих программ педагогов в рамках ФГОС 18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 18.Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии: Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития. · Развитие коммуникативной компетентности обучающихся. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 19.Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии: Формирование детско-взрослых сообществ. · Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся. · Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий. · Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью. 20.Для эффективного выполнения указанной трудовой функции учителю необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии: Гражданская и социальная идентичность. · Уважение прав и свобод личности. · Система ценностей личности. · Образцы и нормыпросоциальногоповедения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
Спасибо за внимание к «Профессиональному стандарту педагога»