СТИЛИ педагогического общения Климов ВГ, учитель физики МОУ «Тихманьгская СОШ» Каргопольского района Архангельской области 2007 г.
Стили педагогического общения четкость социальной и профессиональной позиции учителя Навигация по слайдам презентации осуществляется по времени Можно также использовать меню ссылок в правой части слайда → В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности
Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Виды стилей (по Курту Левину,1938) В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Авторитарный стиль Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Авторитарный стиль Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Попустительский стиль Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Попустительский стиль Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
демократический стиль При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
демократический стиль Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
демократический стиль По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся. В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец
Спасибо за внимание ! В начало Позиция педагога Стиль общения и учитель Виды стилей Авторитарный стиль: признаки, результаты Попуститель-ский стиль: признаки, результаты Демократиче-ский стиль: признаки признаки(про-должение), результаты Повторим виды стилей В конец Литература: