"Трудные" дети в школе
Вот он сидит перед нами, взгляните. Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити. Словно стена, без дверей и окон. Вот они главные истины эти: Поздно заметили… Поздно учли… Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. Вот он сидит перед нами, взгляните. Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити. Словно стена, без дверей и окон. Вот они главные истины эти: Поздно заметили… Поздно учли… Нет! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли.
Классификация трудновоспитуемых: I. По типу запущенности: педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные): а) с пассивной жизненной позицией (Я – безволие, равнодушие, недоверие); б) с неадекватной реакцией (Я эго – эгоисты, упрямцы); в) с антиобщественным поведением (Я агрессор – жестокие, аморальные); социально запущенные (дезорганизаторы – пассивные и активные); правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство); отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).
II. По области психических нарушений: II. По области психических нарушений: с нарушением в сфере общения; с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией; с односторонним умственным развитием; с неправильным развитием волевой сферы. III. По позиции: неудовлетворенные своим положением в детском коллективе; неудовлетворенные своим положением в семье; с преобладанием связей с дезорганизаторами; с надломленной психикой; с избытком энергии, не нашедшей применения.
«Трудный»: младший школьный возраст проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой трудиться сообща, старательно выполнять работу.
Гиперактивные дети или дети с синдромом дефицита внимания чрезмерная активность ребенка; излишняя подвижность; суетливость; невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
Гиперактивность влияет на школьную неуспеваемость, на взаимоотношения с окружающими ТАК КАК 1. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. 2. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. 3. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ 1. Отвлечь ребенка от его капризов. 2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). 3. Задать неожиданный вопрос. 4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка). 5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. 6. Не приказывать, а просить (но не заискивать). 7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). 8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). 9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. 10. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения. 12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Леворукий ребенок в школе Важные особенности леворуких детей : эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. В деятельности леворукого ребенка проявляются: 1. Сниженная способность зрительно – двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк. 2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки. 3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам». 4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации. 5. Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного характера.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно – моторной координации; точности пространственного восприятия; зрительной памяти; наглядно – образного мышления; способности к целостной переработке информации; моторики; фонематического слуха; речи.
Рекомендации: ребенка следует научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности; знать «что такое хорошо и что такое плохо»; создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу); обучать правильно относиться к неудачам; уметь исправлять ошибки; уважать товарищей и взрослых; учить прощать друг другу слабости и недостатки; ребенок не должен чувствовать своей «отсталости», необходимо снять «синдром неудачника».
«Трудный»: средний школьный возраст подростки копируют поведение взрослых несамостоятельны преждевременно взрослеют
Факторы риска: дисгармоничная семья соматические заболевания и тяжелые травмы (не менее опасны заболевания ЦНС, которые могут вести к возникновению церебрастенических состояний или расстройств, ведущих к личностным изменениям); неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками.
Недопустимо 1. Когда замечания учителя относятся не к отдельному проступку или ошибке, а сразу несут в себе отрицательную оценку личности ребенка. 2. Когда к своей оценке учитель подключает весь класс, тем самым усиливая ее.
Рекомендации: необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность; учить различать истинную и ложную красоту человека; воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; формировать коллективизм; предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку; правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
«Трудный»: старший школьный возраст Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ торжествует.
Рекомендации: Необходима деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы ребенка.
Гуманно-личностный подход к ребенку любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших, но любовь и забота нужна им больше, так как они, как правило, обделены этим; говорить с «трудными» как с взрослыми; не ломать резко их нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно; взять в основу работы с «трудными» оптимистическую гипотезу, верить в их исправление; предоставлять «трудному» проявить себя с положительной стороны; организовать переубеждение на их собственном опыте; предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть с «трудным» искренним, не лицемерить, не унижать его; не скупиться на поощрения и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков «трудного»; всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; влиять, прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к людям, к детям.