СовременныешкольныетехнологииПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Метод проектов – это система приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.
Принцип детоцентризмаПринцип кооперацииПринцип опоры на субъектный опыт учащихсяПринцип учета индивидуальности учащихсяПринцип свободного выбораПринцип связи исследования с реальной жизньюПринцип трудной цели
Педагогические условияСоздание проблемной ситуации, позволяющей сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования;Предоставление школьникам возможности для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу;Организация распределения подтем по группам, ролей и функций в группе;Способствование проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности;Поддержка и поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования;Консультация учащихся на всех этапах работы;Организация подведения итогов промежуточных этапов работы;Предоставление ребятам возможности для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;Организация праздничной по форме и серьезной по содержанию презентации.
Типология учебных проектов
Этапы работы учителя и учащихся над проектомПОДГОТОВКАСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЭТОЙ СТАДИИ:Определение темы и целей проектаДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
ПЛАНИРОВАНИЕСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЭТОЙ СТАДИИОпределение источников информации; определение способов ее сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. Распределение заданий и обязанностей между членами команды.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯВырабатывают план действий. Формулируют задачи.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯПредлагает идеи, высказывает предложения.
ИССЛЕДОВАНИЕСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЭТОЙ СТАДИИ:Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ:Выполняют исследования, решая промежуточные задания.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ:Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЭТОЙ СТАДИИАнализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯАнализируют информацию, обобщают результаты.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯНаблюдает, советует.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЭТОЙ СТАДИИВозможные формы представления результатов: устный, письменный отчетыДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯОтчитываются, обсуждают.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯСлушает, задает вопросы в роли рядового участника.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРОЦЕССАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯКоллективное обсуждение и самооценка.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯОценивает усилия учащихся, качество использованных источников, делает предложения по качеству отчета.
Литература по проектному обучению:Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Минск «Сэр-Вит», 2004Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М.Никольской. М.: Совершенство, 1997Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. №6.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии. 2002Технология проектного обучения / В кн. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление образовательными процессами в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 1998
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.К.Д. УшинскийНаправленность учителя на детей – необходимое условие успешного применения метода проектов.