Тьюторские основы образования взрослых Н.П.Дерзкова, проректор АПК и ППРО
Повышение квалификации – профессионализация Принцип для сравнения Повышение квалификации Профессионализация 1. Цели 2. Результат 3. Способы, средства, методы 4. Организационные формы 5. Объект 6. Субъект
1. Различение базовых процессов в ДПО
преподаватель консультант методист наставник мультипликатор фасилитатор коуч тьютор Функции в системе ДПО:
Три вектора тьюторского сопровождения: Социальный (раскрывает образовательный потенциал окружающего социума – образовательных и иных учреждений, событий и т.д. при формировании и реализации обучающимся ИОП и ИУП) Антропологический (способствует овладению техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создание условий для саморазвития ) Культурно-предметный (раскрывает образовательный потенциал содержания обучения, дисциплин и предметов, помогает осуществить их подбор при формировании и реализации обучающимся ИОП и ИУП)
1-й управленческий тезис: Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ
2-й управленческий тезис: Основной источник изменений и механизмов внедрения тьюторского подхода – работа с образовательным заказом
Основные компоненты тьюторской модели ДПО Актуализация для обучающегося поля его профессиональной деятельности: ценностных ориентаций в профессии, личных предпочтений, границ деятельности, проблем и достижений в практике, соотношения профессиональных компетентностей, востребованных практикой, и личного опыта профессиональной деятельности
Актуализация пространства возможностей в его полноте: информирование и существующих возможностях прохождения повышения квалификации (профессиональной переподготовки); выделение достоинств и недостатков тех или иных возможностей; помощь в оценке потенциального качества ресурсов относительно индивидуальных запросов, в оценке доступности ресурсов и рисков и т.п.
Формирование образовательного заказа на повышение квалификации: передача права на формирование заказа потребителю (НПФ для ДПО) обеспечение широкого спектра образовательных услуг Сопровождение процесса реализации образовательного заказа: помощь в составлении индивидуального учебного плана организация процесса обучения, адекватного образовательному заказу организация рефлексивного поля при реализации индивидуального учебного плана
Обеспечение условий для применения полученных знаний, умений навыков в реальной практике: помощь в позиционировании и адаптации к новым условиям профессиональной деятельности мониторинг профессиональных достижений организация образовательных событий.