Здоровьесберегающиетехнологии в современной школе
комплексная программа укрепления здоровья в школе – это организованный набор актов, процедур и действий, созданный для защиты и обеспечения здоровья и благополучия учащихся и персонала традиционно включает школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду, образование в области здоровьяв комплексную программу также следует включить физическое воспитание, службу питания, социальную работу, психологическую работу и работу по обеспечению здоровья
Принципы оздоровительной работы в образовательном учреждении дифференцированностьпатогенетическая обоснованностьпреемственностьмногофакторностькомплексностьэтапностьэкономичностьразнообразие форм работысоответствие режимным моментаминдивидуализация
Перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья«забалтывание» проблемы здоровьясужение понятия здоровьявоздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторовотсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения
отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью (информация, которую получает человек, зачастую отрывочна, случайна, не носит системного характера и нередко исходит от некомпетентных людей)
отсутствие интегративности к решению проблем, связанных со здоровьемнизкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы
отсутствие моды на здоровье (средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого – физически и духовно - человека; так у американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских – десятое)
мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха; отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, к алкоголизации и пр.
Внутришкольные факторы гигиенические факторы учебно-организационные факторыпсихолого-педагогические факторы
термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» ( ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения
Суть нового подхода состоит в мобилизации чувства ответственности человека за своё здоровье, в воспитании постоянной потребности заботиться о своём здоровье
Виды здоровьесберегающих технологий Медико-гигиенические технологии (МГТ). Соблюдение норм СанПиНов, работа медкабинета школы. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Уроки физ-ры и спортивные секции.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Пришкольная территория, зелёные растения в классе и в школе, природоохранные мероприятия.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Уроки ОБЖ.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).
3 подгруппы ЗОТ организационно-педагогические (ОПТ): определяют структуру учебного процесса (предотвращение состояния переутомления, гиподинамии и др.)психолого-педагогические (ППТ): связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 мин урока на своих учеников;учебно-воспитательные (УВТ):включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей
Здоровьесберегающее пространство школы Сутью ЗПШ является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся
Отличительные особенности ЗПШ вытеснение негативных последствий и производимых ими эффектов, переориентация, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный
Отличительные особенности ЗПШ инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся
Отличительные особенности ЗПШ вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделённых собственными правилами и обязанностями
Эмоционально-поведенческое пространство уровень коммуникативной культуры учащихся и педагоговхарактеристика эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школыстиль поведения учащихся и учителя на урокеформы и характер поведения учащихся на переменахзабота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения
Вербальное пространство речевое поведение всех субъектов образовательного процесса
Культурологическое здоровьесберегающее пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов
Навыки ЗОЖ укрепление своего здоровьяоказание первой медицинской помощибезопасное поведение в различных жизненных ситуацияхкультура межличностных отношений
Пропаганда ЗОЖ через элементы устного народного творчества
Здоровью цены нетЗдоровому всё здорово
Быстрого и ловкогоболезнь не догонит
Умеренность – мать здоровьяЗдоровье не купишь – его разум даёт
Здоровьем слаб, так и духом не герой