Содержание работы по развитию слухового восприятия речи
Слуховое восприятие – результат сложной аналитико – синтетической деятельности слухового анализатора и слуховой системы в целом.
Работа по развитию слухового восприятия проводиться по четырем направлениям содержания обучения : выработка условной двигательной реакции на звук;знакомство со звуками окружающего мира;обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов;обучение восприятию на слух речевого материала.
Содержанием занятий по РСВ являются:Неречевые звукиРечь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи
Неречевые звукиЗвуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя…..Все звуки которые не имеют отношения к звукам речи
Неречевые звуки имеют рядпреимуществ Они обладают интенсивностью и мощностьюРазнообразны по своей частотной характеристикеОни не требуют большого запаса слов для их обозначения и знакомства с содержанием понятия
Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, т.к. способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях.
Речь и ее элементы Для развития слухового восприятия наиболее важным средством является:Речь в виде словФразТекста и таких элементов, как гласные, согласные звуки
Исследованиями доказано что работу надо начинать с Различения на слух слов, это достаточно короткая речевая единица легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложениемЗатем переходят к предложениямА потом только к тексту, это сложные речевые единицы как по информации заложенной в них, так и для восприятия на слухПосле такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков
Таким образом содержанием работы по РСВ является неречевые звуки, речь и элементы речи.
спасибо за внимание
Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя/ И.Г.Багрова. – М.: Просвещение, 1990.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха/ Л.П.Назарова. – М.: Просвещение, 2001.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л.А.Головчиц. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2001.Назарова Л.П. Лабораторные работы по методике развития слухового восприятия/ Л.П.Назарова. – Л.: 1988Никитина М.И. Сурдопедагогика/ М.И.Никитина. — М., 1989.