Содержание коррекционно-развивающей работы в школе Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ № 16 Витошинская С.В.
Психологическая коррекция – система мероприятий, направленных на исправление психологических трудностей в поведении людей, на развитие личности клиента. Психологическая коррекция ориентирована на здоровую личность с направленностью на настоящее и будущее клиента
Основные принципы психокоррекционной работы Принцип единства диагностики и коррекции. Предполагает реализацию двух этапов коррекционной работы. 1 этап – комплексная диагностика , на основании которой составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционной работы 2 этап – фиксация динамики изменений личности, поведения, деятельности, эмоциональных состояний ребенка в процессе коррекции. Соответственно вносятся коррективы в задачи самой программы, изменяются и дополняются методы и средства психологического воздействия.
Принцип нормативности развития. В его основе лежит понятие психологического возраста (Л.С.Выготский) При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме учитываются: особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований, уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация. Выделяют так же понятие индивидуальной нормы, под которой понимаются индивидуальные особенности человека в пределах возрастной нормы.
Принцип коррекции «сверху вниз» Создание «зоны ближайшего развития» для ребенка, т.е. коррекция носит опережающий характер и направлена на будущее, с учетом формирования психологических новообразований. Принцип коррекции «снизу вверх» Тренировка и закрепление уже имеющихся психологических способностей. В рамках поведенческого подхода это означает научение заданной модели поведения и ее обязательное закрепление
Принцип системности развития психологической деятельности Учет в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Необходимо исходить из ближайшего прогноза развития, что позволяет избежать различного рода отклоненй в развитии. Принцип системности позволяет установить причинно-следственные связи и иерархию отношений между симптомами и их причинами
Исходя из перечисленных принципов выделяют три основных направления в постановке коррекционных целей: Оптимизация социальной ситуации развития Развитие видов деятельности ребенка Формирование возрастных психологических новообразований