Сказкотерапия как одно из средств формирования межличностных отношений в детском коллективе Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 13» г.Бузулука Капитонова Ольга Евгеньевна.
«…Мальчик шёл рядом со Слоном и думал, что Слон вот-вот исчезнет или прибегут злые люди и уведут счастье. Слон думал: «Как всё-таки хорошо, что я розовый – ведь я приношу счастье!» Берегите счастье, оно приходит один раз в жизни». Галина Богумилова «История розового слона» Объект - формирование межличностных отношений в детском коллективе. Предмет – сказкотерапия Цели – изучить и охарактеризовать сказкотерапию как развивающее и коррекционное средство в педагогике и психологии; описать сказкотерапию как один из эффективных методов влияния на ребёнка и формирования межличностных отношений в коллективе.
Задачи познакомить с типами сказок, используемых в сказкотерапии; рассмотреть основные направления сказкотерапии и формы работы со сказкой в контексте межличностных отношений; показать на примере конкретных методик адаптированность и валидность сказкотерапии как метода формирования межличностных отношений в детском коллективе; дать возможность теоретически увидеть как работает сказкотерапия, носящая элементы медитации и арт-терапии; доказать эффективность данного метода как метода психологического и психолого-педагогического воздействия на личность ребёнка.
Содержание: Введение 1.Сказкотерапия как метод психологического воздействия на ребёнка 1.1. Типы сказок. 1.2. Направления сказкотерапии. Формы работы со сказкой в контексте межличностных отношений. 2. Сказкотерапия как метод формирования коллектива и формирования личности в коллективе 2.1.Классный час для младших школьников с нарушенными межличностными отношениями в коллективе. 2.2. Классный час для младших школьников с проявлениями агрессии. 2.3. Сказкотерапия с элементами образной арт-терапии. 2.4. Методика обучения сочинению сказок детей. Заключение
Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. (Тем более что это взрослый чего-то хочет). Язык сказки их естественно сближает Дмитрий Соколов Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях.
Гармоничный человек– Созидатель, дисгармоничный – Разрушитель. И поэтому задача сказкотерапии – помочь Созидателю одержать внутреннюю победу над Разрушителем. Достоинства и привлекательность сказок
1. Сказкотерапия как метод психологического воздействия на ребёнка. Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, медитативные, психотерапевтические, психокоррекционные. Дидактические сказки -создаются для "упаковки" учебного материала. Психокоррекционные сказки -создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный. Психотерапевтические сказки - сказки врачующие душу. Они глубоки, проникновенны, оставляют человека с вопросом. Стимулируют процесс личностного роста. Медитативные - позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там "энергетический фундамент личности", компенсируя дефицит эмоционального тепла.
1.2 Направления сказкотерапии. Аналитическое направление. Служит для развития умственной сферы человека. Суть этого направления – интерпритация сказок. При этом акцент делается на умственную, когнитивную, ментальную сферу психики человека. Цель метода – осознание интерпритация того, что стоит за каждой фразой, конструкцией сюжета. Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи: Развитие творческого (креативного) мышления ребёнка. Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли). Развитие фантазии, воображения. Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно – следственных связей. Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
1.2 Направления сказкотерапии. Формы рабо ты Рассказывание сказок. Рассказывание известной сказки. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Групповое придумывание сказки. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционные задачи: Выявление актуальной проблематики ребёнка путём анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентах, стиля и смысла изложения. Развития фантазии и воображения. Развитие умения выражать свои мысли. Развитие памяти и внимания. Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей, и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Сплочение группы. Развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
1.2 Направления сказкотерапии. Формы работы Сочинение сказок. Сочинение ребёнком сказки само по себе психотерапевтическое явление, потому что это есть продукт творческого акта. Ребёнок, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие. Переписывание сказок. Это явление само по себе диагностично т.к. то, что активно ребёнку не нравится, то, что он отрицает, очень часто указывает на актуальную нерешённую проблему. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказок.
1.2 Направления сказкотерапии. Формы работы Изготовление кукол. Слушая сказку, ребёнок прослушивает, просматривает её в своём воображении. Но не каждый ребёнок может быть сам актёром, поэтому используется постановка сказки с помощью кукол (куклы – марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы). Полезно к этому процессу привлекать родителей, это сплачивает, позволяет лучше понимать и чувствовать друг друга. Очень часто ребёнок персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Через работу с куклой ребёнок учится общаться с другими персонажами как в сказке, так и в жизни, учится избегать конфликтов с окружающими. Несомненно, эта работа будет эффективной, если руководит этим процессом грамотный и внимательный педагог или психолог. В противном случае «беседа кукол» может развернуться в сторону негатива и агрессии.
2.Сказкотерапия как метод формирования коллектива и формирование личности ребёнка в коллективе. 2.1. Классный час для младших школьников с нарушенными межличностными отношениями в коллективе (сказка «Звёздная страна») Классный час подобной тематики проводится в коллективе с низкой сплочённостью и нарушенными взаимоотношениями внутри группы. Наиболее эффективным будет его проведение, если в группе имеется аутсайдер – не принимаемый другими ребёнок.
2.Сказкотерапия как метод формирования коллектива и формирование личности ребёнка в коллективе. 2.2.Классный час для младших школьников с проявлениями агрессивности («Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история») Проведение мероприятия даст возможность обратиться к детям с неконтролируемыми агрессивными реакциями и показать им приемлемые способы разрядки накопившейся отрицательной энергии.
2.3. Сказкотерапия с элементами образной и арт-терапии, носящая медитативный характер. А) Психологическое занятие для младших школьников «Здравствуй, сказка» Цель. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации, связанной с пропажей чужих вещей, с вмешательством в чужую жизнь. Задачи. Способствовать осознанию мыслей участников конфликта; способствовать осознанию собственного чувственного опыта; изучать отражения конфликта во внутреннем мире ребенка
2.3. Сказкотерапия с элементами образной и арт-терапии, носящая медитативный характер. Б) Игротека с применением сказкотерапии и арт-терапии. «Деревья-характеры из волшебного леса» Задачи: снятие эмоционального напряжения; коррекция тревожности, агрессии, негативных установок, социальных барьеров; развитие чувства собственной значимости; формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства); развитие умения контролировать свои действия.
2.4. Методика обучения сочинению сказок детей. Сказочные зачины. В работе над сказками в микрогруппах педагог преследует две основных цели: сплочение детей в группах и поиск детьми способа решения проблемы. Он ставит цели и перед ребятами такие как: совершенствовать свои нравственные качества- честность, ответственность, дружелюбие, уважение к себе и к окружающим; осознать важность общения с людьми. Группы, где по 2-3 человека, получают карточки со сказочными зачинами. Через такой вид работы педагог развивает у детей навыки рефлексии; формирует нравственные качества; учит формулировать свои ожидания, ценности, мысли.
Заключение Попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребёнка в соответствии с общечелове-ческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребёнок чувствует, что если он не будет прислушивать-ся к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут исчезнуть и добрые , полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Через сказку к ребёнку приходит осознание ответствен-ности за свои поступки. Сказкотерапия в психологическом и психолого-педагогиче-ском аспекте очень эффективна и значима как метод воздействия на формирование лич-ности ребёнка и форми-рование межличностных отношений в детском коллективе.