Речевое развитие первоклассниковМного на земле живых существ.Из них только человек обладает даром речи, даром слова. Л.Успенский
Для ребёнка хорошая речь – залогуспешного обучения и развития.«…там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». А.М. Пешковский
формирование речевой деятельности первоклассниковработа над развитием речевого аппарата;- уточнение лексического значения слов и обогащение словарного запаса;- формирование грамматических навыков;- работа над связной речью;- формирование умения воспринимать высказывания.
Развитие речевого аппарата1). Постановка правильного дыхания.Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе.Выразительно читая стихи и другие тексты, они смогут произносить прочитанное не в быстром темпе, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте. Вот несколько примеров выработки необходимых навыков правильного (выразительного) чтения:- выдыхаем резко, чтобы «задуть свечу»;- выдыхаем продолжительно, «надуваем воздушный шарик»;- чья бумажная снежинка дальше пролетит по воздуху?- чья бумажная рыбка дальше проплывет по столу?
Развитие речевого аппарата2). Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи). Цель этой работы – формирование умения выделять тот или иной звук интонационно,вслушиваться в произношение, стремление повторить его как можно чище. Этому способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка.Чистоговорки и скороговорки следует произносить медленно, работая надкаждым звуком.
Развитие речевого аппарата3). В целях достижения выразительности речи при работе со скороговоркамипредлагаются детям выполнить такие задания:- «Прочитай или повтори за мной шепотом, беззвучно, тихо, громко»;- «Прочитай или повтори с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно»
Игры со словами- назвать слова близкие (противоположные) по смыслу;- из числа предложенных вниманию слов найти лишнее (например, «лиса, медведь, собака, волк»), сказать об их сходстве и различии, четко обосновать свое мнение;- назвать слово, расположить буквы в алфавитном порядке;- назвать новое слово, поменяв порядок слогов, букв (например, «гила – игла»);- объяснить значение слов, поменяв в одном из них букву (например, «бочка – точка»);- изменить в предложенных словах ударение, сказать, как при этом изменилось значение слова (например, «замок, стрелки»).
Формирование навыков правильной речипредупреждение использования ошибочных словосочетаний в речи; правильное употребление слов в предложении;согласование слов в роде, числе и падеже; осознанное построение предложений
Игры со словами1) Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках: Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете … (сторожей). Тишина царит в дремучем…2) «Найди ошибку»:Зимой в саду расцвели яблони. В полу лежит красивый ковер.3) Составление предложений по разным моделям: Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко).4) Распространение предложения:Ярко светит солнце.На небе ярко светит солнце.На небе ярко светит весеннее солнце.На небе ярко светит и играет весеннее солнце
Игры со словами5) Изменение порядка слов: На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.6) Восстановление неправильного (деформированного) предложения:лесу, роет, в, лиса, нору7) Составление предложения по аналогии:Песок сыплют, а воду…8) Составление ответа на вопрос: Кто летает? Кто пишет стихи?9) Добавление вспомогательных предложений:Мы завтра пойдем в лес, если…
Игры со словами10) «Объясни»: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко у кошки. Кошка недовольна.(Почему недовольна кошка?)11) Согласование существительных и местоимений:«Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга).Согласование глаголов и существительных: Река __________… (шумела) Море … (шумело) лес…(шумел) Листья…(шумели)12) Изменение порядка слов в предложении. «Маленькие дети вошли в сказочный лес».Прочти предложение в таком порядке слов: 2,3,4,6 или 3,4,5,6,1,2
Заключение…Одной из особенностей семилетних детей является их речевая активность, желание поделиться с окружающими своими впечатлениями, мыслями, сомнениями.Однако эта потребность часто не реализуется, так как многие дети этого возраста не умеют строить диалог, т.е. не владеют речевыми умениями и навыками достаточно для этого. Поэтому не удивительно, что у ребенка желание высказывать свое мнение, обмениваться собственными мыслями и чувствами с окружающими со временем гаснет.
Заключение…Для того чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребенка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности (диалог, рассказ, рассуждение, описание и др.), необходимо создать условия для свободного и интересного общения, в процессе которого дети и взрослые выступали бы как равноправные участники разговора.