ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Муниципальное общеобразовательное учреждение «Моряковская средняя общеобразовательная школа» Томского района2008-2009 учебный год
Цель: Выработка программы деятельности учителей по созданию благоприятного психологического климата на уроках.
Качества, необходимые для эффективной работы учителя 1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.3. Позитивное самовосприятие.4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.5. Ответственность.
Личностный подход в образовании: ученик – основной объект заботы учителя; воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление; школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
Психология крика Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребёнка и вполне сравним с физическим наказаниемПсихолого-педагогические причиныОдни из главных причин:недостаток педагогического мастерства и культуры педагога,отсутствие должного умения влиять на ребёнка
Социально-психологические причины показать своё превосходство над другими;демонстрация окружающим уровня своей самооценки и своего социального статуса;для многих учителей возможность покричать на своих подопечных – проверенный и надёжный способ нормализации своего психического состояния;По некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70 процентов.
Физиологические причины Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворённость учителя.Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а, значит, в определённой мере и сексуальная, не особенно складывается, или не сложилась.
Крик и конфликт Нужно точное понимание и учащимися, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности, чтобы в школе установился хороший рабочий климат без надрывного крика со стороны учителя на уроках
Психическое здоровье педагогов школы Субъективная оценка качества жизни у педагогов школы Женщины ( 23 обследуемых)1- положение в обществе, 2 - работа, 3 -душевный покой, 4 – семья, 5 – дети, 6 – здоровье, 7 - условия в районе проживания, 8 – жилье, 9 – питание, 10 – секс, 11 - духовные потребности, 12 – общение, 13 – развлечения, 14 – отдых
Векторы качества жизни. 1. Биологический вектор качества жизни,2.Психологический вектор качества жизни,3. Социальный вектор качества жизни
Оценка показателей Субъективно качество жизни выше у женщин.Высокие показатели по параметрам: друзья, дети, семья, питание.Низкие показатели по параметрам: здоровье, отдых, секс.
Качество жизни 40,39 администрация41,50 математики39,6 филологи40,75 естественники40,79 иностр. языки41,29 начальные классыУровень тревоги12,3712,7519,2519,3811,7512,23
Психическое состояние Начальные классы - 29,06Иностранные языки - 29,04Математики - 28,75Администрация - 28,02Естественники - 21,37Филологи - 20,35
Учитель и его здоровье По физической нагрузкетруд учителя = труду шахтёра (!!!)При нагрузке18 часов в неделю (1 ставка)после 15 летне рекомендуется продолжать педагогическую деятельность (по причине нервного и психического напряжения).
Из словаря Ожегова: «Комфорт» - совокупность бытовых удобств, уютКаков педагогический смысл этого понятия?
Ответы учеников Комфортно себя чувствуют – Часто конфликтуют с учителями –
С ними нам комфортно фото