Проектная деятельность педагога в учебном процессе г. Бийск 2009 900igr.net
Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей). Проектировочная деятельность учителя является самостоятельной деятельностью, со своим особым объектом – процессом обучения на основе метода проектов.
Педагогическое проектирование, с одной стороны, является ведущим процессом в структуре деятельности учителя по реализации метода проектов в обучении и с другой – выступает важным условием осуществления этой деятельности.
Проектирование учебного процесса осуществляется в три этапа: проектировочный реализация педагогического проекта аналитический
Проектировочный этап целеполагание начальная диагностика конструирование содержания обучения планирование дидактическое планирование подготовка дидактических, методических и материально-технических средств
Разработка педагогического проекта Этап Деятельность субъектов проекта Смысл действий Цели педагога Определение проблемы Выдвижение гипотезы, решения проблемы Организация (планирование) хода проекта Реализация проекта Оформление результатов проекта рефлексия
Понедельное планирование № недели Кол. часов Темы. Содержание занятий. Деятельность учителя Деятельность учащихся Дидактическое обеспечение Оборудование и материалы на занятиях дома
Традиционное обучение учитель учит – ученик учится; учитель знает все – ученик не знает ничего; учитель думает – ученик воспроизводит знания, получаемые в готовом виде; учитель говорит – ученик слушает; учитель управляет – ученик подчиняется; учитель выбирает – ученик принимает; учитель активен – ученик пассивен; учитель определяет содержание обучения – ученик к нему приспосабливается; учитель авторитарен – ученик несвободен; учитель является субъектом – ученик объектом обучения.
Метод проектов ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; ученик открывает новые знания – учитель рекомендует новые источники знаний; ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность; ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора; ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; ученик субъект обучения – учитель партнер; ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
Среди методов обучения, способствующих эффективному опредмечиванию (интериоризация) и распредмечиванию (экстериоризация) знаний, выделяется метод творческих проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Фундаментальные признаки проектов ориентация на учащегося, так как их работа была самостоятельной; ориентация на действительность, так как предметом работы были практические проблемы; ориентация на конечный продукт, так как разрабатывались план, эскиз, модель, то есть что-то конкретное.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются: проблематизация учебного процесса; активность ребенка; связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проблемных ситуаций учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение; сталкивает противоречия в практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает рассмотреть явления с различных позиций; побуждает делать сравнения, обобщения, выводы; ставит конкретные вопросы; ставит проблемные задачи.
Цель проектного обучения учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения , работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление.
Учитель – организатор условий для самостоятельной деятельности учащихся: меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия; проявляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.
При проектировании взаимоотношения «учитель-ученик» могут быть продуктивными, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлению самостоятельности ученика.
Схема самостоятельности ученика и жёсткости управления со стороны учителя Условия сотрудничества Максимальная самостоятельность учащихся Авторитарная позиция Попустительская позиция
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся.
Принципы ТРИЗ Работая над проектом, педагог в своей деятельности учитывает принципы, используемые в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которые позволяют обучающимся заниматься проектом с большей отдачей: Принцип свободы выбора В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. Принцип открытости Не только давать знания, но и использовать в обучении «открытые задачи», стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянно ставить ребенка в ситуацию принятия решений.
Принципы ТРИЗ Принцип деятельности Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Принцип обратной связи Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Принцип идеальности Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся для повышения результативности и уменьшения энергозатрат в процессе образования.
Классификация проектов По продолжительности выполнения: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (8-12 часов); долгосрочные (до года). По структуре содержания: монопредметные; межпредметные; надпредметные.
Классификация проектов По организации деятельности: индивидуальные; парные; групповые; школьные; межшкольные. По включенности в тематический план: текущие; итоговые.
Классификация проектов По способу преобладающей деятельности: исследовательские; игровые; творческие; практико-ориентированные; познавательные. По уровню творчества: репродуктивные; поисковые творческие задания; творческие проекты.
Этап реализации педагогического проекта Организация учебного проектирования: текущая диагностика оперативное корректирование Оценка процесса и результатов учебного проектирования Заключительная диагностика
Ценностно-ориентированный этап Строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.
Конструктивный этап Включает собственно проектирование. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задач. Роль учителя на данном этапе – помочь школьникам выразить свои мысли, стимулировать их поисковую деятельность. Этот период самый длинный по времени.
Оценочно-рефлексивный этап Проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу.
Презентация Результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Следует обратить внимание на перспективы работы над проектом.
Диагностические параметры Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов. Ценностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей.
Диагностические параметры Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблемы. Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам. Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.
Критерии оценивания защиты проекта Качество доклада: полнота представления работы, результатов, аргументированность, убедительность и убежденность. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории.
Критерии оценивания защиты проекта Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.
Результаты обучения методом проектов адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни; профессиональное самоопределение; развитие разносторонних качеств личности; рост творческой активности; интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.
Ограничения в использовании проектной технологии низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности.
Аналитический этап Анализ Рефлексия Итоговое корректирование
Учителю полезно ответить на вопросы самоанализа: Владею ли я проектированием? Включается ли у меня проектное мышление при решении жизненных проблем? Получается ли применять проектирование при решении профессиональных проблем?
Проектная деятельность даёт: Ученикам: активизацию мыслительной деятельности; развивает познавательную и социальную активность; заинтересованность в обучении; расширение кругозора, возможность осознанно получать знания и использовать их; умение работать над проблемой: навыки сбора и обработки информации; умения и навыки исследовательской деятельности; научиться применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности; возможность проявить способности, творчески проявиться, возможность определиться в интересах, самоопределение; самоутверждение; самореализация, самооценка (понять свои ошибки), познать себя; сотрудничать с учителем, обсуждать, предлагать свою точку зрения; радость сопереживания, общения, познания.
Проектная деятельность даёт: Учебной деятельности: организовать ученика; найти технологии, позволяющие интересно, качественно, доступно строить учебный процесс (следовательно, заинтересовать ученика); является фактором для соучастия в деятельности учителя и учеников; ответить не только на вопрос «как» и «почему», но, главное, «зачем»; привнести смысл в процесс обучения; осознать связь изученного с жизнью; добиться глубоких знаний и умения их применить; расширить рамки изучаемого материала; формировать навыки исследовательской работы в интересных условиях.
Проектная деятельность даёт: Учителю: удовлетворение от самой деятельности; моральное удовлетворение; интерес к работе; возможность совершенствовать методику преподавания, педагогическое мастерство; познакомиться с новыми методами в работе; возможность творить; возможность заинтересовать тем, что интересно самому; найти единомышленников.
Педагог участвует в творческой и проектной деятельности детей в двух функциях: становится вдохновителем, организатором их самообразования и самореализации, генератором творческих идей, стремясь научить их видеть образовательное содержание любой деятельности, поддерживать их познавательные интересы. Он проектирует образование как пространство успешного развития и саморазвития каждого ребёнка.
Цель педагога – создать для каждого успешную образовательную ситуацию, поддержать развитие универсальных умений детей в их творческой деятельности, обеспечить их саморазвитие, индивидуальный успех и личностную заинтересованность в учёбе.
как профессионал – педагог широкого профиля – он строит собственную творческую и проектную деятельность, цель которой – найти адекватные педагогические средства, методы, способы и формы для повышения качества образования своих учеников, добиваясь не формальной успеваемости, а реальной образованности детей, что обнаруживается содержательностью и уровнем их творческой и проектной деятельности. Он должен обеспечить педагогическое сопровождение взаимодействия, творческое общение с детьми.
Учителю нужно знать и освоить практически: Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект? Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП? Как выстроить серию проектов одного ученика для последовательного формирования проектной деятельности? Как составить учебно-тематический план курса, в котором используются учебные проекты?
Учителю нужно знать и освоить практически: Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом? Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, школы и условиям имеющегося обеспечения? Как разработать учебный проект? Как осуществить учебный проект? Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта?
Список литературы Брыкова О.В., Громова Т.В. «Проектная деятельность в учебном процессе», М., Чистые пруды, 2006. Валясэк Б. «Метод проектов как творческая работа педагога», «Управление школой», № 9, 2004г. Данюкова А. «Вы любите проекты ?», ж. «Обруч», №4, 2001г.; Гликман И.З. «Подготовка к творчеству: обучение собственно творческой деятельности», ж. «Методист», №8, 2007. Иванова Е.В., Лебедева Л.И. «Метод проектов в продуктивном образовании», ж. «Школьные технологии», № 5, 2002г.
Список литературы Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., Аркти, 2004г.; Крылова Н. «Проектная деятельность школьника и педагога», ж. «Народное образование», №7, 2005. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. «Проектная деятельность младших школьников», М., «Вентана-Граф», 2002г. Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы», ж. «Методист», №3, 2004. Пахомова Н.Ю. «Освоение учителем технологии проектного обучения», ж. «Школьные технологии», №6, 2006.
Составитель – Сергунина Надежда Евгеньевна, ст. преподаватель кафедры педагогики филиала АКИПКРО (г. Бийск)