Педагогический проект Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность Александрова Н.В. учитель биологии Искендерова О.А. учитель химии МАОУ лицея №14 города Тамбова 900igr.net
Эпиграф Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать! М. Кларк
Актуальность проекта В настоящее время социальный заказ общества направлен на формирование таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, быстро осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Под компетенцией понимают результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования.
Актуальность проекта Проектная деятельность дает широкие возможности для формирования ключевых компетенций учащихся (учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной), способствует повышению уровня активности школьников, позволяет в большей степени индивидуализировать учебный процесс с позиций предоставления учащемуся возможности для проявления самостоятельности в планировании, организации и контроле своей деятельности. Практическая значимость проекта в том, что в нем рассматривается возможность использования данной инновационной технологии обучения в единой педагогической системе обучения биологии.
Противоречия между высоким уровнем требований, предъявляемых к современному ученику и недостаточной сформированностью мотивационной сферы в структуре личности школьника; между преобладанием репродуктивных знаний и необходимостью развития творческих качеств личности; между большим объемом учебного материала и дефицитом времени ученика на его изучение.
Проблема Необходимость использования проектной методики для развития творческих способностей и формирования ключевых компетенций учащихся.
Гипотеза Проектная деятельность способствует повышению качества образования и формированию у обучающихся ключевых компетенций.
Цель Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Методические задачи - научить самостоятельному достижению намеченной цели; - научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить; - сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть; - сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт; - сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе; проектировать свою жизнедеятельность согласно полученным результатам исследований; углубить и обобщить знания учащихся по темам школьного курса биологии, химии, экологии;
Участники проекта Учащиеся 6-10х классов, педагоги естественнонаучного цикла, родители.
Материально-техническая база проектной деятельности Химический и биологический кабинеты рассчитаны на 32 посадочных места, оснащены современными микролабораториями, электронным микроскопом, медиапроектором, имеют необходимый набор химических реактивов, дидактического материала. Компьютеры в кабинетах объединены в локальную лицейскую сеть и имеют выход в Интернет Программное обеспечение: Microsoft Excel, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher. Internet Explorer; Outlook Express; Microsoft Virtual Earth; Adobe Photoshop.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные; по количеству участников – индивидуальные и групповые; по форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Классификация проектов Проблемно-реферативные — проекты, созданные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные — проекты, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Натуралистические и описательные— проекты, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Исследовательские— проекты, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Этапы проектной деятельности 1. Организационно-подготовительный Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп. Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
Этапы проектной деятельности 2. Поисковый Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
Этапы проектной деятельности 3. Итоговый Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия. Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.
Реализация проекта Проект реализуется на уроках химии и биологии и в ходе внеклассной работы; результаты используются при проведении уроков и на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровней. I четверть: Мотивационный; «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований); Обсуждение плана работы в группе, а также обсуждение возможных источников информации. II четверть. Сбор и анализ информации, проведение исследований III четверть. Подготовка школьниками презентаций, буклетов, рефератов по теме исследований. Защита проекта. Участие в научно-практической конференции
Тематика проектов Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с лицеем, пруд, речка, заповедник, даже собственная квартира, в том числе и сам человек, его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды. Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.
Деятельность учителя Составить план работы. Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу. Создать положительную мотивацию к работе у учащихся. Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся. Составить нормы и требования по оформлению работы. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта. Составить положения методического подхода к проектной деятельности. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Образовательный потенциал проектной деятельности: создание у учащихся образа цельного знания; повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); интерпретация результатов.
Образовательный потенциал проектной деятельности: Воспитывает: значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Образовательный потенциал проектной деятельности: Развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Преимущества персональных проектов План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью. У убучающихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих. Убучающийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии. Формирование у учащихся важнейших ключевых компетенций (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый убучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Уровни сформированности проектной компетентности Проектные компетенции, могут отражать следующие уровни сформированности проектной компетентности, меры включенности в проектирование: - участник проекта, исполнитель проектных задач; - участник разработки проекта, постановщик проблем, целей, средств проектной работы; - организатор проекта, управление разработкой замысла и реализацией проекта.
Показатели успешности проекта качество усвоения учащимися учебных программ; сформированность потребности в продолжении образования; сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности; уровень интеллектуальных достижений учащихся; конкурентоспособность знаний учащихся и выпускников школы (олимпиады, НОУ, конкурсы); мотивация учащихся на сотрудничество со своими одноклассниками в учебном процессе; демократизация взаимоотношений между учителем и учеником.
Общие требования к проектной работе по биологии. Содержание проектной работы должно включать разделы: введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы; место и время выполнения работы; краткое описание используемых методик со ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней); систематизированные, обработанные результаты исследований; выводы, сделанные после завершения работы над проектом; практическое использование результатов проекта; социальная значимость проекта; приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.
Критерии оценки проектов четкость поставленной цели и задач; тематическая актуальность и объем использованной литературы; обоснованность выбранных методик для проведения исследований; полнота раскрытия выбранной темы проекта; обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам; уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости); анализ полученных данных; наличие в работе вывода и рекомендаций; качество оформления работы (единый стиль, наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемых источников информации).
Критерии оценки защиты проекта: обоснованность структуры доклада; вычленение главного; полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите; использование наглядно-иллюстративного материала; компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы; уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все вопросы по проекту.
Результативность В процессе проектной деятельности: формируются ключевые компетенции учащихся, реализуется их творческий потенциал; ребята учатся работать с различными современными источниками информации; В ходе анкетирования учащиеся отмечают рост интереса к изучению предмета, повышение успеваемости.
Результаты анкетирования учащихся 6А, 7К, 8 Ж классов «Психологический климат в классном коллективе при изучении биологии» В начале проекта В настоящее время
Результативность Результаты анкетирования учащихся 6А, 7К, 8 Ж классов «Ваше отношение к предмету биология»
Результативность Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.
Результаты экзамена в летнюю сессию 2011-2012 учебного года по биологии (устно) среди учащихся 7Ж класса (химико-биологический). Учебный год Кол-во уч-ся Сдавали экзамен по предмету Кол-во полученных в ходе экзамена оценок Качество, % Обученность, % «5» «4» «3» «2» 2011-2012 33 33 2 22 9 0 73 100
Результативность Результаты мониторинга развития учебных компетенций учащихся профильного химико-биологического класса за 2009-2010; 2010-2011 и 2011-2012 учебные годы
Результативность Опыт, полученный в ходе работы, показывает, что проектная деятельность побуждает школьника к активной мыслительной деятельности и делает процесс обучения более продуктивным, дает учащимся толчок к самообразованию, осознанию перспективы своего дальнейшего развития в выбранном профиле.
Результативность Главным организационно-социальным проектом является организация областной научно-практической конференции учащихся «Человек и природа». Научно-практическая конференция - основная форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год.
Результативность С каждым годом растет количество участников конференции, Качество самих исследовательских работ становится лучше. Требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих призовые места на конкурсах проектов и исследовательских работ муниципального и регионального уровней.
Результативность Год Творческие конкурсы, конференции Фамилия, имя учащегося, класс Результат 2006 Городская конференция «Человек и природа» Кузнецов И. 9 кл Татаринцева О.9 кл. Царева Н. 9 кл. 1 место 2007 Всероссийская научно-методическая конференция, Санкт-Петербург Кузнецов И.,10 кл. Татаринцева О.10 кл. 3 место 2009 VI городская ученическая научно-практическая конференция «Человек и природа» Иванова Е. 10 кл. 1 место 2009 Областной конкурс проектов «Здоровье человека в XXI веке» Печенина В. 7 кл Юрова Д.7 кл Призеры. 2010 VII городская ученическая научно-практическая конференция «Человек и природа» Сухненко А. 7кл. Печенина В. 7 кл Юрова Д.7 кл Платонов И 7 кл. Фроландина Е. 7 кл. 1 место 2 место 2 место 2 место 3 место 2010 Городской конкурс «Юные исследователи окружающей среды» Малышкина М. 10 кл. Старкова А. 10 кл. 2 место 2 место
Результативность Год Творческие конкурсы, конференции Фамилия, имя учащегося, класс Результат 2011 VIII городская ученическая научно-практическая конференция «Человек и природа» Экологическая эстафета, организованная. ТГУ им. Г.Р. Державина. Конкурс стенгазет, посвященный международному дню кошек Март 2011 Хоменко И. 8 кл Казарцева Е. Фроландина Е Роговая А. Платонов И. Учащиеся 7-8 кл 1 место 2 место 3 место 3 место 3 место Сертификаты участников 2012 IX областная ученическая научно-практическая конференция «Человек и природа» Городской конкурс «Мы за сохранение биоразнообразия» II Межрегиональный лагерь для одаренных детей «Мы – будущее России» Сидорина П 9кл Картавцева М. Хабарова А. Антохина Я. Нечаева Ю. 2 место 2 место 1 место(эссе) 1 место Призер 2013 X областная ученическая научно-практическая конференция «Человек и природа» Малов В. 8кл Пехтусова М. 8кл. Агафонов А. 8кл 1 место 3 место Грамота «За поэтическое видение природы»
Результативность Опыт работы по проектной деятельности обобщен на заседаниях методического объединения биологов лицея и города, а также представлен в выступлениях на областном семинаре «Новые подходы к оценке качества обучения биологии и химии в свете современных требований к образованию»; размещен на сайте Регионального центра информационной поддержки открытого обсуждения учебников. http//ipk.admin.pstu/su_tamb/metod
Результативность 2009 год – финалист Областного конкурса «Проектная деятельность с использованием ИКТ» 2009 год - призер областного конкурса интегрированных проектов «Здоровье человека в XXI веке» 2009 год - публикация интегрированного проекта «Здоровье человека в XXI веке» в сборнике материалов областного конкурса «Организация проектной деятельности в профильном обучении». 2010 год - участник проекта «Летняя школа для одаренных детей»
Результативность 2009 год - финалист областного конкурса «Проектная деятельность с использованием ИКТ». 2010 год - участник Международного конкурса VCT-проектов. 2010 год - участник Интернет-семинара «Проблемы, поиски, находки в области интегрированного обучения». Участник областного фестиваля мастер-классов 2010. 2011 год - выступление на городском методическом объединении учителей биологии из опыта работы по проектной методике. 2012 год – участник областного семинара «Цифровая школа» 2012 год – победитель регионального конкурса экологически значимых проектов.
Результативность Интегрированный проект «Формула здоровья», опубликован на сайте http://ipklabdo.lanta-net.ru/_mediawiki
Проекты Проект «Мир вокруг нас» Исследовательский проект «Здоровье человека в XXI веке» Интегрированный исследовательский проект «Формула здоровья» VCT-проект Проект «Сфера разума – сфера здоровья»
Гипотеза подтвердилась. Проектная методика в современной школе – создание ситуации успеха в процессе обучения
Отзывы участников проекта В прошлом году мы стали финалистами областного конкурса исследовательских проектов. Нас это очень вдохновило. Интересно работать над выбранной темой, думать, как можно доказать выдвинутую гипотезу. Думаем в этом году продолжить работу и выступить на городской конференции с новым исследовательским проектом, не останавливаться же на достигнутом! Юрова Дарья, Печенина Валерия учащиеся 10В класса Раньше сидел за компьютером, не задумываясь о времени. После работы над проектом «Влияние компьютера на организм подростка» стал понимать, что компьютер очень облегчает учебную работу, но нужно нормировать время работы, следить за посадкой и делать перерывы для отдыха. Ребята в моем классе были удивлены моим проектом. Думаю, и они задумались тоже. Сухненко Антон учащийся 10А класса.
Информационные ресурсы http://irsh.redu.ru www.researcher.ru www.vernadsky.info Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9 Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ПИиОбщ., 2002г., №9 Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9Пахомова Н.Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.