Гимназия №56 ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОПЫТ ГИМНАЗИИ №56 Санкт-Петербург Турта Ольга Сергеевна педагог-психолог ППМС-центра Гимназии №56
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ доступность образования для всех приспособление процесса обучения к индивидуальности и различным нуждам всех детей, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из истории развития проекта «Инклюзивное обучение» в Гимназии №56 1996год Начало проекта. Поступление в 1 класс двух слабослышащих детей (III степень тугоухости) из школы-интерната №20. Установление контакта с институтом специальной педагогики и психологии, школой-интернатом и ГМПМПК 2006 –2007 гг 2003-2005 гг Переход слабослышащих учащихся в старшую школу гимназии №56 и в массовые школы. Совместный проект общ. организации «АРДИС» и ППМС-центра гимназии №56 «Лицом к лицу» . Установление контакта с кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена 2000-2003 гг Переход слабослышащих учащихся в 5 класс (основная школа) и в массовую школу. В гимназии обучается 7 слабослышащих учеников: в основной школе -4 ученика, в начальной – 3 ученика) 1998 год Продолжение проекта. В третьем классе учатся 4 слабослышащих ученика (III и IV степень тугоухости). В первый класс поступила ученица с III степенью тугоухости. Комплексное сопровождение детей специалистами ППМС-центра гимназии и сурдопедагогами школы-интерната №20 Продолжение проекта. В основной школе 2 слабослышащих ученика, в старшей школе 3 ученика. Сопровождение учащихся на этапе профессионального самоопределения. Взаимодействие с ИСПиП, РГПУ, общественной организацией «АРДИС», ГМПМПК, центром «Здоровье», РУДН, фламандскими коллегами
Сотрудничество ППМС-центр Гимназии №56 Ассоциация родителей детей-инвалидов по слуху «АРДИС» Школа-интернат для слабослышащих детей №20 Городская межведомственная психолого-медико- педагогическая консультация РГПУ им. А. И. Герцена Министерство образования Фландрии, фламандские коллеги ИСПиП МУСиР им. Р. Валленберга
СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Обеспечение комплексной, в т.ч. психолого-педагогической помощи и поддержки детям с нарушениями слуха. Сбор и анализ информации о проблемах ребёнка. Мониторинг успешности обучения Консультирование и поддержка родителей Взаимодействие с классными руководителями по разработке и реализации программ индивидуального сопровождения Организация и проведение психолого-педагогических консилиумов Консультативное сопровождение учителей, расширение их знаний и представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного процесса для таких детей.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ помощь в преодолении учебных затруднений, профилактика проблем в учебной сфере помощь в преодолении социально-эмоциональных проблем, трудностей в общении, развитие коммуникативных навыков ВАЖНО: не решать проблемы ЗА ребенка, а обучать его самостоятельно справляться с трудностями! логопедическое сопровождение помощь в досуговом самоопределении помощь в выборе образовательного маршрута, профессиональном самоопределении
Гимназия №56 Санкт-Петербург Цели программы сопровождения: создание условий для социальной адаптации ребёнка с нарушением слуха, обучающегося в Гимназии; максимальное развитие слухового восприятия и речи. Задачи сопровождения: оказание помощи в преодолении социально-эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков; организация и осуществление коррекционной и развивающей работы; прогноз и профилактика трудностей в учёбе; мониторинг динамики развития ребёнка; оказание помощи и поддержки семье; взаимодействие с классным руководителем, учителями, воспитателем ГПД, проведение психолого-педагогических консилиумов.
Сопровождение слабослышащего ученика Специалисты ППМС-центра Взаимодействие с ребёнком Взаимодействие с родителями Взаимодействие с учителем Диагностика: анализ документации; психолого-логопедическая; анализ учебных затруднений; диагностика межличностных отношений, включённости и эмоционального благополучия Психолого-логопедическое сопровождение Анализ результативности Диагностика: анкетирование; заполнение карт наблюдений, карты класса Информирование, консультативное сопровождение Анализ затруднений ребёнка Разработка и реализация программы сопровождения Мониторинг эффективности программы сопровождения Диагностика: заполнение карты сопровождения; анкетирование Информирование: родительские собрания; буклеты; круглые столы, консилиумы; родительский клуб Консультирование Психологическая поддержка семьи
Групповые и индивидуальные логопедические занятия Сопровождение слабослышащего ребёнка Индивидуальные занятия с психологом Использование метода биологической обратной связи (БОС) Психолого- педагогические консилиумы
Выводы: условия успешной инклюзии Ранняя (в начальной школе) и полная инклюзия. «Только один слабослышащий ученик в классе» Обеспечение комплексного сопровождения на всех этапах обучения. Мониторинг успешности Взаимодействие с государственными о общественными организациями Помощь и поддержка со стороны специальной школы Поддержка и сопровождение со стороны семьи Поддержка и консультирование педагогов по вопросам инклюзивного обучения
ПРОБЛЕМЫ Отсутствие поддержки учителя по вопросам инклюзивного образования. Отсутствие специальной подготовки учителей, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Дефицит информации часто является причиной неспособности педагогов выбрать правильные методы в обучении слабослышащих детей, а иногда и негативного отношения к детям с нарушениями слуха.
Гимназия №56 Благодарю за внимание! Санкт-Петербург Турта Ольга Сергеевна E-mail: [email protected]