ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решенияРаис Фалихович Шайхелисламов ректор, доктор экономических наукКанд. пед. наук, профессор
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Ресурсное обеспечение ФГОС
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН обеспечение единства федерального культурного и образовательного пространства; равные возможности получения качественного начального общего образования; согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании;защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государстваСистема ДПО: формирование у работников образования идеологии ФГОС
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНУровень развития метапредметных компетентностей выпускников начальной школы
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНПроблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС;сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация);сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации;дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов;дефицит информационно-методического и нормативно-методического обеспечения учителя к введению в ФГОС.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Новые задачи системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС диверсификация форм повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС; разработка и реализация системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС;проектирование нового содержания повышения квалификации в контексте Требований ФГОС (3 Т);усиление роли мониторинга эффективности повышения квалификации работников образования.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Диверсификация форм повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС Повышение квалификации на дистанционной основе: предкурсовой модуль ( 36 ч.) самостоятельные курсы (не менее 72 ч.) посткурсовой модуль (для тьюторов – 36 ч.) дистанционное обеспечение межкурсового и посткурсового периода (создание базы электронных адресов работниковобразования, создание специальных тематических сайтов, форумов, чатов, проведение конференций on-line, и т.д.) Комбинированное повышение квалификации на модульно-компетентностной основе (108 ч.): дистанционный модуль(36 ч.) теоретико-методологический модуль (30 ч.) стажировка (18 ч.) проектная работа (18 ч.) итоговый контроль (6 ч.)Стажировка: в рамках курсов на базе инновационных ОУ - победителей ПНПО (18 ч.) как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования (от 72 до 144 ч.)
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Содержание образовательных модулей повышения квалификации работников образования Модуль 1. Нормативное сопровождение реализацииТребований к структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, результатам ее освоения и условиям реализации;Модуль 2. Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС; Модуль 3. Содержание образования в начальной школе в контексте Требований ФГОС; Модуль 4. Система оценивания результатов освоения образовательной программы учащимися. Диагностика результатов обучения.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Система нормативно-методического сопровождения введения ФГОС
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Для включения в программу дистанционной поддержки введения ФГОСПланируемые результаты начального общего образования;Учебный план начального общего образования;Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования;Примерные программы по отдельным учебным предметам начального общего образования;Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования;Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на основе концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников;Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Слагаемые профессиональной готовности работников образования, обусловленные требованиями ФГОС общего образования
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В соответствии с Т1 при разработке учебно-тематического плана курсов повышения квалификации необходимо учитывать следующие особенности: Требования к результатам освоения основной образовательной программы определяют планируемые результаты начального общего образования Планируемые результаты являются не только составной частью, но и системообразующим основанием основной образовательной программы начального общего образования Требования к результатам задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на ступени начального общего образования
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Планируемые результаты как системообразующая основа планирования и организации учебной деятельности
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Обучение учителей методике системной оценки достижения планируемых результатов
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В соответствии с Т2 при разработке учебно-тематического плана курсов повышения квалификации необходимо учитывать следующие особенности: соотношение части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;состав обязательных учебных предметов, изучаемых в начальной школе;соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;содержание и объемы внеурочной деятельности обучающихся;направления воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе работу по духовно-нравственному воспитанию и развитию;технологию оценки результатов освоения основной образовательной программы
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В соответствии с Т3 при разработке учебно-тематического плана курсов повышения квалификации необходимо раскрывать особенности следующих условий:кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образованияматериально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образованияфинансовых условий реализации основной образовательной программы начального общего образованияинформационно-методических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНПланируемые результаты как основа функциональной структуры средств обучения
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНТрадиционный подход к анализу урока
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНИзменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНДети! Сядьте правильно!
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНОсобенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНТрадиционная дидактикаНовая дидактика
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНОсновные критерии для осмысления и оценки наблюдаемого на уроке(на этапе завершения курсов руководителей ОУ)Результативность работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД; Формирование у обучаемых самостоятельного, творческого мышления, инициативы, желания учиться; Эффективность урока в реализации задач духовно-нравственного воспитания;Деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАНМониторинг эффективности повышения квалификации работников образования в условиях введения ФГОС включает технологию оценки эффективности реализации содержания как совокупности организационных, операциональных и инструментальных приемов, методов и средств ее осуществления;комплекс критериев и показателей оценки, отражающих уровень и характер социально обусловленных отношений участников образовательного процесса (слушателей курсов) к его содержанию, организации и результатам;социолого-педагогический инструментарий в виде пакета тестов и анкет по сбору первичной информации, характеризующей образовательные и профессиональные запросы, интересы и состояние удовлетворенности слушателей курсов, а также их готовность к реализации полученных знаний в свой практической деятельности.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся.овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Повышение квалификации педагогов в условиях введения ФГОС: проблемы и пути их решения Раис Фалихович Шайхелисламов ректор, доктор экономических наукКанд. пед. наук, профессор