Философия поликультурного образования
Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним.
Термин «поликультурное образование» Сформирован в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы от понятия «multicultural education». Первые попытки дефиниции этого понятия были предприняты авторами международного педагогического словаря, изданного в Лондоне в 1977 году, которые квалифицировали феномен «multicultural education» как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения. Наиболее исчерпывающее определение понятия «multicultural в Международной энциклопедии образования, где оно рассматривается как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку»
Американские авторы определяют поликультурного образования как не единый подход. многочисленные определения по следующим признакам: Американские авторы определяют поликультурного образования как не единый подход. многочисленные определения по следующим признакам: Поликультурное образование – идея, концепция, философия; Поликультурное образование расценивают , как концепцию, ценностную ориентацию, образ мыслей, философский взгляд. Такой подход к определению поликультурного образования, как правило, содержит веские доводы о ценности и важной роли этнического и культурного многообразия для личного, социального опыта, образовательных возможностей членов общества; и одновременно предлагает ряд вариантов для наилучшего разрешения образовательных потребностей учащихся, относящихся к различным этническим и культурным группам. Поликультурное образование – реформаторское движение; Пересмотр содержательного и ценностного компонентов образования с целью отражения этнического, культурного, социального и лингвистического многообразия. Поликультурное образование – идея и движение за реформирование. Поликультурное образование является одновременно «идеей и движением за реформирование». Поликультурное образование точнее называется идеей, образовательной реформой и процессом, нацеленным на изменение структуры образовательных институтов таким образом, чтобы учащиеся обоих полов, исключительные дети (с альтернативным развитием), а также принадлежащие к различным расовым, этническим, языковым и культурным группам, имели равный доступ к услугам в сфере образования, тем самым получая равные возможности для достижения академических успехов.
Философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредством его отнесения к таким, основополагающими категориями философии культуры как категории «культурный монизм» и «культурный плюрализм». Эти категории отражают два фундаментальных аспекта бытия культуры — его единство и многообразие. Философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредством его отнесения к таким, основополагающими категориями философии культуры как категории «культурный монизм» и «культурный плюрализм». Эти категории отражают два фундаментальных аспекта бытия культуры — его единство и многообразие. Культурный монизм — позиция, основанная на абсолютизации культурного единства, базирующаяся на принципах единокультурия (монокультурность) В XIX веке европейская просвещенческая монокультурная модель образования приобретает, в определенном смысле, статус универсальной: в ставших на путь модернизации обществах образование котируется как процесс приобщения к европейской культуре, т. е. как вестернизация( западные ценности )
Во второй половине XX века культурный монизм как мировоззренческая позиция и образовательная стратегия вступает в полосу кризиса. Рост этнического и расового самосознания, расширение международного сотрудничества, усиления миграционных процессов в мировом масштабе способствуют девальвации идеалов монокультурализма. Нарастает их критика, в русле которой рождается убеждение в том, что, замораживая рост многообразия и сложности культуры, монокультурализм способствует снижению энергетического потенциала выживаемости общества. Монокультурным подходам как контрпродуктивным противопоставляются поликультурные. Наиболее яркое выражение эта тенденция находит в философии постмодерна. Во второй половине XX века культурный монизм как мировоззренческая позиция и образовательная стратегия вступает в полосу кризиса. Рост этнического и расового самосознания, расширение международного сотрудничества, усиления миграционных процессов в мировом масштабе способствуют девальвации идеалов монокультурализма. Нарастает их критика, в русле которой рождается убеждение в том, что, замораживая рост многообразия и сложности культуры, монокультурализм способствует снижению энергетического потенциала выживаемости общества. Монокультурным подходам как контрпродуктивным противопоставляются поликультурные. Наиболее яркое выражение эта тенденция находит в философии постмодерна. Именно постмодернистский дискурс является тем лингвистическим полем, на котором прорастает термин «мультикультурализм». Мультикультурализм — это характеристика современного общества, заключающаяся в том, что люди разной этничности, религии, расы должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия.
П. о. выдвигается как антитеза монокультурным образовательным традициям. Монокультурное образование
Весьма актуально стоит проблема формирования срединной культуры в российском обществе. Соединение противоречивых социальных и культурных компонентов, слабости объединяющего духовного начала, которым обычно выступала религия, способствовало сохранению антиномичных ценностей и смыслов, что приводит к постоянным и острым расколам в обществе. Постоянно ощущаемая необходимость вызревания срединной культуры прерывается столкновением противостоящих принципов и начал. Весьма актуально стоит проблема формирования срединной культуры в российском обществе. Соединение противоречивых социальных и культурных компонентов, слабости объединяющего духовного начала, которым обычно выступала религия, способствовало сохранению антиномичных ценностей и смыслов, что приводит к постоянным и острым расколам в обществе. Постоянно ощущаемая необходимость вызревания срединной культуры прерывается столкновением противостоящих принципов и начал. Срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Конечно, повседневная жизнь не лишена и ценностных ориентации, но прежде всего это витальные ценности — физического благосостояния и комфорта, умеренная приверженность таким социальным ценностям, как стабильность и порядок.