Качество подготовки учителя Д.п.н., профессор Л.В. Шкерина
Основные положения Современные контексты обновления качества образования Стратегия и тактика России в обновлении качества образования Критерии качества подготовки учителя Инновационная педагогическая деятельность Необходимые условия становления и развития инновационной педагогической деятельности студента
6. Основные этапы инновационного педагогического процесса 7. Специфика инновационной педагогической деятельности преподавателя предметника 8. Трудности вовлечения в инновационную педагогическую деятельность 9. Критерии готовности к инновационной педагогической деятельности 10. Структурные компоненты инновационной педагогической деятельности 11. Функциональная структура кафедры
Современные контексты обновления качества образования Социально-экономический; Научный; Социокультурный; Политический; Научно-гуманитарный (уровень развития психологии, педагогики, акмеологии и др.)
Стратегия и тактика России в обновлении качества образования Закон об образовании; Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании; Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (2002 г.); Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 г.); Федеральная целевая программа развития образования; Программа модернизации педагогического образования
Приоритеты и меры по реализации стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования ( получили развитие основные принципы образовательной политики и цели модернизации образования); изменение содержания и технологии образования (компетентностный подход; индивидуальная образовательная траектория для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; использование современных ИКТ; участие российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования и др.); обеспечение качества образовательных услуг (обеспечение объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности научных и научно-педагогических кадров).
Практика обновления качества образования начинается в педагогических вузах и ссузах, где готовят учителя и воспитателя для дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней общеобразовательной школ.
Критерии качества подготовки учителя полнота овладения предметной компетентностью; полнота овладения ключевой компетентностью; полнота овладения базовой педагогической компетентностью; готовность к реализации инновационной педагогической деятельности
Структура и полнота компетентности В структуре компетентности, мы выделяем три ее аспекта: когнитивный, праксеологический и аксиологический. Под «полнотой компетентности» понимаем полноту проявления субъектом всех аспектов компетентности в объеме принятых структурных единиц каждого из них. Отметим, что такие структурные единицы выделены нами в монографии «Динамическая модель качества подготовки учащихся общеобразовательной школы с позиций компетентностного подхода», Красноярск, 2007.
полнота предметной компетентности (компетентность в области преподаваемых дисциплин);
Ключевая компетентность Представляет совокупность частных компетентностей (коммуникативная, информационная, организационная, исследовательская, инновационная, экономическая, политическая, социально-личностная). Это компетентности, которые востребованы многими специальностями и не являются узко профессиональными. Они необходимы каждому культурному человеку для успешной жизнедеятельности;
Базовая педагогическая компетентность методическая и технологическая компетентности здоровьесберегаю-щего обучения, воспитания и развития учащихся на основе традиционных ресурсов.
Готовность к реализации инновационной педагогической деятельности Сегодня выпускник педагогического вуза не готов к решению таких профессиональных задач в силу того, что традиционная образовательная среда педвуза слабо ориентирована на его подготовку к инновационной педагогической деятельности.
ПРОТИВОРЕЧИЕ Студент – будущий учитель, как правило, находится в традиционной образовательной среде, основанной преимущественно на предметно-знаниевой парадигме, где основной целью образовательного процесса является формирование предметных знаний студентов, все компонен-ты среды ориентированы исключительно на эту цель. В таких условиях студент педагогического вуза не получает нужной в настоящее время, как теоретической подготовки в области педагогических инноваций, так и необходимого опыта учебной деятельности в инновацион-ной образовательной среде.
НО выпускник педагогического вуза, ставший учителем-предметником, в конкретной общеобразовательной школе должен уже сегодня реализовать обучение по-новому. Разрешение данного противоречия является одной из актуальных задач отечественного образования, в том числе и педагогических вузов, имеющих высокий научно-педагогический потенциал.
Социокультурные «вызовы» В условиях конкуренции, существующей и на рынке педагогического труда, более востребованными являются молодые специалисты, имеющие не только высокие знания в предметной области и опыт традиционной педагогической деятельности, но и потребность, и готовность к инновационной педагогической деятельности, способствующей решению актуальных задач школы в области модернизации общего образования.
Современное традиционное педагогическое образование не реализует такой подготовки выпускников по ряду причин, в том числе:
не достаточно конструктивны решения на уровне Министерства по тиражированию, внедрению и развитию инновационного педагогического опыта педуниверситетов всей России по разработке и внедрению принципиально новых педагогических систем, обеспечивающих подготовку учителя на уровне, отвечающем современным требованиям личности, общества и государства; не достаточны инициатива и последовательность действий самих педагогических вузов по обновлению образовательного процесса, развитию инновационной образовательной среды, обеспечивающей формирование будущего учителя, готового к решению новых профессиональных задач на основе использования инновационного педагогического опыта и реализации своих педагогических инноваций;
в профессорско-преподавательской среде имеет место излишний профессиональный консерватизм, который выражается в понимании большинством преподавателей качества подготовки будущего учителя исключительно как определенной суммы предметных знаний и умений студентов и неприятии других, не менее актуальных в настоящее время результатов образования (целеустремленность, организованность, инициативность, креативность, потребность и готовность к самообразованию, умение работать в коллективе и т.п.).
Инновационная педагогическая деятельность инновация – целенаправленное изменение в функционировании системы; педагогическая инновация - инновация в образовании, предполагающая введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, организацию педагогического процесса; инновационная педагогическая деятельность - деятельность, реализующая педагогическую инновацию от ее научного воплощения до реализации на практике.
С этих позиций под педагогической инновацией будем понимать инновацию в образовании, предполагающую введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, в организацию педагогического процесса.
Исходя из того, что наиболее эффективное усвоение деятельности субъектом происходит в процессе данной деятельности.
В качестве одного из основных методологических постулатов исследования организационно-методических условий предметной подготовки будущего учителя, нами принято следующее утверждение: становление и развитие инновационной педагогической деятельности студента – будущего учителя – в процессе его предметной подготовки наиболее эффективно, если он в процессе этой подготовки включен в такую деятельность как «субъект обучаемый», как «субъект учащийся» и как «субъект обучающий».
Студент - «субъект обучаемый» реализует свою учебную деятельность по приобретению знаний в предметной области в условиях инновационной педагогической деятельности преподавателя – предметника.
Студент - «субъект учащийся» в процессе предметной подготовки занимается самообразованием, самостоятельно ставит новые задачи-проблемы и приобретает новые знания в предметных и других областях; применяет различные способы получения новых знаний и их использования в решении задач-проблем; самостоятельно решает учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи на основе конструирования и использования нетрадиционных методов.
Студент - «субъект обучающий» знакомится с педагогическими инновациями преподавателя-предметника непосредственно в процессе обучения, рефлексирует, оценивает их эффективность для себя и возможность использования в будущей профессиональной деятельности; решает квазипрофессиональные задачи на основе использования педагогических инноваций.
Условия становления и развития инновационной педагогической деятельности студента инновационность образовательного процесса; вовлеченность студента в инновационный образовательный процесс как учащегося и как будущего учителя
Для обеспечения инновационности процесса предметной подготовки необходимо: Во-первых, определить цели инновационной педагогической деятельности кафедры, т.е. получение образовательного результата как комплекса ключевых, предметных и профессионально-педагогических компетентностей будущего учителя, что соответствует критериальным требованиям.
Во-вторых, кафедре необходимо определить и решить организационно-методические задачи по внедрению инноваций в образовательный процесс, направленных на обеспечение такого качества подготовки будущего учителя
Основные этапы инновационного педагогического процесса (Опираясь на взгляды В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой, С.В. Кузьмина и др. ) инициация нововведения и принятие решения о необходимости реализации инновационной педагогической деятельности; теоретическое обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование развития и результатов инновационного педагогического процесса; организационная работа (поиск сторонников инновационной идеи, создание новых структур, способствующих освоению новшества и т.п.); анализ состояния образовательного процесса и прогнозирование его результатов после нововведения; внедрение
Специфика инновационной педагогической деятельности преподавателя предметника ориентация на поиск нового в целях, содержании, технологическом обеспечении учебного процесса; гуманистическая природа и направленность на развитие личностных и социальных компетентностей будущего учителя; творческий характер; форма организации - опытно-экспериментальная работа.
Трудности вовлечения в инновационную педагогическую деятельность обусловлены рядом противоречий между недостаточными психолого-педагогической подготовкой преподавателя-предметника и установкой на приобретение современных знаний в этой области и необходимостью их продуктивного использования в инновационной педагогической деятельности; между трудностями освоения инновационной педагогической деятельности и необходимостью решения новых педагогических задач; между традиционным пониманием качества подготовки студента в процессе обучения отдельным дисциплинам и необходимостью формирования нового качества предметной подготовки будущего учителя на компетентностном уровне
Критерии готовности к инновационной педагогической деятельности осознание необходимости в инновационной деятельности; потребность и готовность к изучению инновационного педагогического опыта, обмену опытом; эмоционально-волевая готовность к включению в инновационную педагогическую деятельность и приобщению студентов к этой деятельности; технологическая готовность к инновационной деятельности; способность к профессиональной рефлексии и оценке своего опыта как инновационной педагогической деятельности
Структурные компоненты инновационной педагогической деятельности мотивационный; креативный; технологический; рефлексивный
Проблема далеко не все преподаватели в нужной мере знакомы с основами вузовской психологии и педагогики, и тем более - с ее современными теориями, а так же методическими и технологическими новациями.
В определении готовности кафедры к реализации инновационной педагогической деятельности один из традиционных критериев качества ее работы - уровень подготовленности кадров - приобретает некоторое новое содержание
Наряду с традиционными параметрами особое значение имеют: наличие среди преподавателей кафедры докторов и кандидатов педагогических наук (специалистов в области вузовской теории и методики обучения, профессионального обучения); наличие преподавателей, имеющих квалификацию «преподаватель высшей школы»; наличие педагогов-новаторов, имеющих авторские методики и технологии; регулярность повышения квалификации преподавателей кафедры в области решения актуальных проблем высшего педагогического и общего образования.
Методическая работа кафедры на этапе вхождения в инновационную педагогическую деятельность: - обогащение содержания обучения как предмета учебно-познавательной деятельности студентов; - поиск (разработка), освоение и внедрение соответствующих новым целям и содержанию образовательных технологий; - разработка учебных и учебно-методических пособий нового поколения, обеспечивающих предмет и организацию учебно-познавательной деятельности студентов на компетентностном уровне, способствующих формированию и развитию инновационной педагогической деятельности будущего учителя.
Функциональная структура кафедры инновационное ядро; научно-методический семинар; методическая комиссия; группа мониторинга
Группы должны состоять из специалистов: компетентных не только в предметной области, но и в психолого-педагогической; знающих основные направления обновления общеобразовательной и высшей школы; осознающих необходимость и понимающих суть обновления качества педагогического образования; владеющих современными перспективными образовательными технологиями и имеющих опыт их использования; владеющих опытом инновационной педагогической деятельности в области предметной подготовки будущего учителя.
Инновационное ядро кафедры (группа новаторов) : изучает имеющийся опыт инновационной работы по обновлению качества высшего профессионального образования; адаптирует имеющийся опыт инновационной работы к условиям педагогического вуза, кафедры и апробирует его в образовательном процессе; знакомит всех членов кафедры с изученным опытом инновационной деятельности в вузах; разрабатывает научно-методические подходы создания инновационного технологического сопровождения образовательного процесса кафедры; ведет инновационную педагогическую деятельность, направленную на обновление качества предметной подготовки будущего учителя и вовлечение студентов в эту деятельность; распространяет свой инновационный опыт на кафедре.
Основные функции группы новаторов по вовлечению других членов кафедры в инновационную педагогическую деятельность образовательная функция (обогащает знания и опыт преподавателей); мотивационная функция (способствует осознанию необходимости и развитию потребности в инновациях); организационная функция (систематизирует свой инновационный опыт и инициирует его изучение и использование другими членами кафедры).
Научно-методический семинар кафедры Основной задачей семинара является повышение инновационного потенциала кафедры на основе изучения актуальных аспектов инновационной работы кафедры и школы по обновлению предметной подготовки будущего учителя и учеников, ее методологических, теоретических и методических проблем и опыта инновационной деятельности преподавателей-предметников и учителей.
Основные функции кафедрального научно-методического семинара организационная (регулярная и систематическая работа преподава-телей и студентов по изучению различных аспектов педагогических инноваций в предметной подготовке будущего учителя и учащихся общеобразовательной школы); образовательная (изучение теории и практики педагогических иннова-ций, теоретических основ и опыта обновления качества предметной подготовки будущего учителя и ученика с позиций компетентностного подхода); методологическая (обогащение опыта преподавателей и студентов в выборе методологии педагогического исследования; в ходе семинара генерируются идеи, высвечиваются новые подходы к обновлению качества предметной подготовки); информационно-коммуникационная (способствует непосредственному и опосредованному профессионально-педагогическому общению преподавателей и студентов, расширению их информационного пространства).
Методическая комиссия кафедры Основная задача комиссии состоит в определении главных направляющих векторов инновационной работы кафедры по обновлению качества предметной подготовки будущего учителя.
Методическая комиссия осуществляет следующие виды деятельности: рассматривает предложения по внедрению инноваций в образовательный процесс кафедры; принимает аргументированные решения о целесообразности внедре-ния в образовательный процесс представленных инновационных пред-ложений и вырабатывает методические рекомендации по их использованию; изучает опыт учебно-методической работы и пед. исследований препо-давателей кафедры и студентов и принимает решения и рекомендации по целесообразности его распространения; вырабатывает методические рекомендации по использованию иннова-ций в образовательном процессе кафедры и проводит подготовку к обсуждению соответствующих вопросов на заседании кафедры; определяет приоритеты и формирует план издания и приобретения учебных и учебно-методических пособий, способствующих внедрению инноваций в образовательный процесс.
Основные функции методической комиссии: аналитическая (на основе анализа имеющихся материалов выделяет главные векторы педагогических инноваций на кафедре); экспертная (дает оценку целесообразности внедрения в образовательный процесс кафедры той или иной педагогической инновации); коррекционная (вносит обоснованные изменения в рассматриваемые методические продукты); организационная (определяет регламент опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогических инноваций в образовательный процесс кафедры).
Группа мониторинга Основная задача этой группы: отслеживание результатов инновационной работы преподавателей кафедры и студентов по обновлению качества предметной подготовки будущего учителя.
Основные направления деятельности группы мониторинга разработка методики измерения и оценивания результатов инновационной работы преподавателей кафедры; проведение совместно со студентами измерения и оценивания результатов педагогических инноваций в процессе предметной подготовки будущего учителя; создание при активном участии студентов электронной базы данных мониторинга; прогнозирование динамики результатов проводимых педагогический инноваций; подготовка аналитических материалов для принятия управленческих решений.
Основные функции группы мониторинга в инновационной работе кафедры управленческая (реализует регулярное измерение, оценивание динамики, прогнозирование результатов педагогических инноваций); информационная (обеспечивает гласность результатов мониторинга на каждом его этапе); образовательная (мониторинг все еще не является реальным компонентом системы управления в традиционной высшей школе, а входит в ряд инновационных; внедрение мониторинга в образовательный процесс кафедры несет образовательный эффект как для преподавателей так и для студентов)
Управление развитием инновационной педагогической деятельности на кафедре по обозначенной схеме является коллегиальным и демократическим, что способствует позитивному решению объективно и субъективно трудных проблем педагогических инноваций
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ