Экзамен после начального обучения проходил в школе учащихся и был дифференцированный в зависимости от воеводства. Экзамен после начального обучения проходил в школе учащихся и был дифференцированный в зависимости от воеводства. Экзамен на аттестат зрелости после лицея и техникума был разработан на уровне воеводства, другие задания для техникумов, профилированных лицеев давали возможность поступать в вузы, но не оказывали влияния на приём выпускника. Вузы сами подготавливали внутренние вступительные экзамены для выпускников средних школ, и на их основании экзаменаторы принимали окончательное решение о приёме будущих студентов.
Распространение среднего и высшего образования Распространение среднего и высшего образования Выравнивание школьных шансов детей и молодёжи Повышение качества обучения благодаря изменении научной программы
Новая структура школ Новая структура школ Общая экзаменационная система Введение повышения по службе учителей Изменение принципов финансирования школ Введение программных изменений
Введение новой программной основы для школ, способствующей формированию умений учащихся и их мышления Введение новой программной основы для школ, способствующей формированию умений учащихся и их мышления Разработка экзаменационных стандартов Учитель имеет возможность выбрать программы обучения и учебники или самостоятельно написать программу обучения Директор имеет возможность предназначить несколько уроков согласно нуждам учащихся (разные кружки, занятия по краеведению, экологии, по другим учебным предметам)
Введение одинаковых экзаменов, разработанных на государственном уровне с одинаковой системой оценки, введением кодов экзаменционных работ, кодов школ и учащихся Введение одинаковых экзаменов, разработанных на государственном уровне с одинаковой системой оценки, введением кодов экзаменционных работ, кодов школ и учащихся Введение блоков обучения (например, музыка, искусство)
Начальные школы и гимназии финансируется из бюджета гмин. Гмины получают постоянную дотацию на учащегося. Существует возможность открывать частные школы, которые кроме своих денежных средств и других источников финансирования, тоже получают государственную дотацию. Педагогический надзор над школами обеспечивают у нас так называемымые куратория.
Обязательная годовая дошкольная подготовка детей в детсаде или в школе. Обязательная годовая дошкольная подготовка детей в детсаде или в школе. Дети начинают учёбу в возрасте 7 лет. Обучение продолжается 6 лет и завершается экзаменом. Два этапа обучения: 1. охватывает классы I-III, нет обязанности раздела процесса учёбы на уроки по учебным предметам и перерывы. Учитель, реализующий программу обучения, сам решает, сколько времени ему нужно для введения тем на конкретный день, сколько времени предназначит на упражнения, повторение материала. Весь материал он приспосабливает к возможностям учащихся. Учитель не ставит отметку, но описывает умения учащихся.
2. этап охватывает классы IV-VI, и здесь существует уже разделение на традиционные учебные предметы, например, польский язык, история, математика, иностранный язык, но существует также обучение в блоках, например, предмет природа, который соединяет элементы по химии, биологии, географии. Урок продолжается 45 минут. 2. этап охватывает классы IV-VI, и здесь существует уже разделение на традиционные учебные предметы, например, польский язык, история, математика, иностранный язык, но существует также обучение в блоках, например, предмет природа, который соединяет элементы по химии, биологии, географии. Урок продолжается 45 минут. Учащийся заканчивает школу после обязательного экзамена после 6 класса. Результат экзамена не влияет на окончание школы.
Обучение продолжается 3 года Обучение продолжается 3 года Гимназия кончается экзаменом, который проходит в 3 тура – экзамен по гуманитарным знаниям, экзамен по математике и природе, с этого года введён экзамен по иностранному языку. Учащийся закончит школу после обязательного экзамена после 3 класса. Результат не влияет на окончание школы, но имеет значение для приёма в среднюю школу.
Средние школы объявляют лимиты баллов. Это условие приёма в среднюю школу. Средние школы объявляют лимиты баллов. Это условие приёма в среднюю школу. Обучение в лицее продолжается 3 года, а в техникуме 4 года. После oкончания техникума учащийся получает степень техника по данной специальности. Техникум завершается очень трудным экзаменом по данной специальности. После учёбы в лицее выпускник не получает никакой степени по специальности, он просто хорошо подготовлен к продолжению учёбы в вузах. Лицей сначала имеет профилированный характер c углублённым изучением математики, иностранных языков и других предметов. Лицей и техникум завершаются экзаменом на аттестат зрелости.
Экзамен на аттестат зрелости состоит из: Экзамен на аттестат зрелости состоит из: - экзамена по родному языку письменного (наружный-всепольский) и устного (подготовленный в школе), - экзамена по иностранному языку (наружный- всепольский) - и по выбранному учащимся предмету (наружный- всепольский). Каждый предмет может быть в основной или расширенных версиях. Чтобы сдать экзамен, надо набрать не менее 31% баллов. Результаты экзамена на аттестат зрелости перечисляются по соответствующим схемам и благодаря ним учащийся направляется в вуз.
Приём выпускников средних школ совершается по числу баллов, набранных во время экзамена на аттестат зрелости. Приём выпускников средних школ совершается по числу баллов, набранных во время экзамена на аттестат зрелости. Обучение проходит по циклу зачётов и экзаменов. Возможность двухэтапного обучения в вузе: - получение степени магистра (5 лет) - или степени лицензиата + получение степени магистра (3 +2). Вуз завершается защитой дипломной работы. В технических вузах совершаются также инженерные экзамены.
Меньшее число учащихся в одном классе в частных школах. Меньшее число учащихся в одном классе в частных школах. Количество часов (уроков), проработанных учителем в классе в государственной школе, регулирует так называемая Карта Учителя (по закону - 18 часов в неделю). В частных школах условия и число часов (уроков) для учителя регулирует работодатель. Большое влияние родителей на процесс обучения в частных школах. Дифференцированный уровень обучения (в начальной школе и гимназии сравнимый). Более высокий престиж у государственных вузов.
В Польше существуют следующие степени повышения по службе учителей (по очереди и как звучат польские названия): учитель стажёр, учитель мианованый, учитель дипломованый и профессор образования. В Польше существуют следующие степени повышения по службе учителей (по очереди и как звучат польские названия): учитель стажёр, учитель мианованый, учитель дипломованый и профессор образования. Учитель, начинающий работу, имеет статус учителя стажёра. Учитель стажируется 9 месяцев и получает статус учителя контрактового. Год после получения статуса учителя контрактового учитель имеет право стажирования на статус учителя мианованого. Стаж продолжается 2 года и 9 месяцев. После этого периода учитель сдаёт экзамен перед гминной комиссией.
Спустя 3 года после получения статуса учителя мианованого учитель имеет возможность стажироваться на статус учителя дипломованого. Стаж продолжается 2 года и 9 месяцев и кончается собеседованием с представителями властей образования. Спустя 3 года после получения статуса учителя мианованого учитель имеет возможность стажироваться на статус учителя дипломованого. Стаж продолжается 2 года и 9 месяцев и кончается собеседованием с представителями властей образования. 9 лет после получения статуса учителя дипломованого можно ходатайствовать о статусе профессора (но это не учёное звание профессора!).
По отдельным этапам повышения по службе надо соблюдать сроки, что связано с подачей и подготовкой соответстующих документов. По отдельным этапам повышения по службе надо соблюдать сроки, что связано с подачей и подготовкой соответстующих документов. Во время стажа учитель работает по собственному плану действий, который ранее одобрил директор школы. Все результаты работы учитель описывает в отчёте и предъявляет его директору и комиссии перед экзаменом. Повышение по службе связано с получением соотвествующего статуса (степени - учитель стажёр, учитель контрактовый, учитель мианованый, учитель дипломованый, и профессор образования) и повышением заработной платы. От статуса учителя в большой степени зависит способ принятия на работу и учительские привилегии.
Проблема с финансированием маленьких сельских школ, целевая дотация поступает только тогда, когда в одном классе учится 25 учащихся Проблема с финансированием маленьких сельских школ, целевая дотация поступает только тогда, когда в одном классе учится 25 учащихся Отсутствие денежных средств покрывают гмины из собственных бюджетов и поэтому наступает ликвидация маленьких сельских школ Непрозрачная система оценки в классах 1-3 начальной школы, которую плохо воспринимает школьное общество Благодаря всепольским экзаменaм существует возможность сравнения уровня обучения в отдельных регионах Прозрачная проверяемая система приёма в вуз, устранение корpупции. Отход от энциклопедичной передачи знаний в пользу развития умений учащихся и мышления