«Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног…» «Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног…» Кот Матроскин
Зачем детям читать? Зачем детям читать?
«Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…» «Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…»
Вы знаете, что читать детям? Вы знаете, что читать детям? Вы знаете как читать детям?
«Детским писателем надобно родиться, а не сделаться» «Детским писателем надобно родиться, а не сделаться» В.Г. Белинский
Понятие «детская литература» включает в себя - как круг детского чтения, так и литературные произведения, написанные специально для детей. Понятие «детская литература» включает в себя - как круг детского чтения, так и литературные произведения, написанные специально для детей. «Детское чтение» – круг произведений, которые читаются детьми В круг детского чтения входят: 1. Произведения устного народного творчества 2. Классическая литература (отечественная и зарубежная) 3. Современная литература (отечественная и зарубежная)
Специфика детской литературы в России была обоснована в статье Л.Толстого Специфика детской литературы в России была обоснована в статье Л.Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» 1. Детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. 2. Язык детской литературы должен быть не просто ярким, понятным ребенку.
Уронили мишку на пол, Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу – Потому что он хороший.
Генриетта Ляховская Генриетта Ляховская Стать Настоящим Джинном Вырастать – Над кувшином Вдруг огнём, Становиться Ловко в нём Уместиться Чтобы мог малютка – джиннчик Нужен маленький кувшинчик, Беспокоится о сыне: Взрослый джин в большом кувшине Чтобы что-нибудь понять, Надо Снизу вверх читать
3) Свои художественные средства изображения 3) Свои художественные средства изображения действительности: анимизм антропоморфизм алогизм
КУРИЦА КУРИЦА Курица-красавица у меня жила. Ах, какая умная курица была! Шила мне кафтаны, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот - Сказочку расскажет, песенку споёт.
В гостях В гостях Мышь меня на чашку чая Пригласила в новый дом. Долго в дом не мог войти я, Все же влез в него с трудом. А теперь вы мне скажите: Почему и отчего Нет ни дома и ни чая, Нет буквально ничего! Даниил Хармс
аллитерация аллитерация Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С.Маршак) ассонанс Август. Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят (В.Лунин)
Мальчик Боб своей лошадке Мальчик Боб своей лошадке Дал кусочек шоколадки, — А она закрыла рот, Шоколадки не берет. Как тут быть? Подпрыгнул Бобик, Сам себя вдруг хлопнул в лобик И с комода у дверей Тащит ножницы скорей. Распорол брюшко лошадке, Всунул ломтик шоколадки И запел: «Не хочешь в рот, Положу тебе в живот!» Боб ушел играть в пятнашки, А за полкой таракашки Подсмотрели и гуськом Вмиг к лошадке все бегом.
1. маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но удалой , сильный, спешащий на помощь. 1. маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но удалой , сильный, спешащий на помощь. Это доблестный Ваня Васильчиков: Он боец Молодец, Он герой, Удалой: Он без няни гуляет по улицам (К. Чуковский Крокодил )
3. не существующий в 3. не существующий в реальной действительности, не имеющий в ней аналогов. Это гном Скрипаленок из одноименной сказки Н.Абрамцевой, домовенок Кузька в сказке Т.Александровой
А.С. Пушкин написал всего лишь два произведения для детей: А.С. Пушкин написал всего лишь два произведения для детей: Душа моя, Павел, Держись моих правил; Люби то-то и то-то, Не делай того-то. Кажись, тебе ясно. Прощай, мой прекрасный.
Первым произведением, адресованным непосредственно детям, было Первым произведением, адресованным непосредственно детям, было «Поучение» Владимира Мономаха 1096 г.
"Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже". "Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; ...лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже". "Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить". "Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя"
В России появляется переводная литература византийских и западно-европейских В России появляется переводная литература византийских и западно-европейских рыцарских романов. «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены». «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»
≪Детская библиотека≫ немецкого писателя-педагога Иоахима Генриха Кампе в переводе А.С.Шишкова (рассказы из детской жизни). ≪Детская библиотека≫ немецкого писателя-педагога Иоахима Генриха Кампе в переводе А.С.Шишкова (рассказы из детской жизни).
Появляется первый журнал для детей ≪Детское чтение для сердца и разума≫ (1785-1789), который издает Н.И.Новиков. Появляется первый журнал для детей ≪Детское чтение для сердца и разума≫ (1785-1789), который издает Н.И.Новиков.
Начинается осмысление особенностей детской психологии Начинается осмысление особенностей детской психологии
Новый тип детской книги Новый тип детской книги Понимание мира ребенка. Гендерные особенности детской книги
Детский фольклор
Малые фольклорные жанры Малые фольклорные жанры календарный поэзия пестования игровой юмористический бытовой
заклички, игровые песенки. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, лей, лей. На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по целому ведру!
колыбельные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки прибаутки.
Колыбельные Колыбельные Баю - баю - баюшки, Да прискакали заюшки Люли - люли - люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать Да стал мой милый засыпать.
Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, В ручки хватунюшеньки Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, В ручки хватунюшеньки
Дарики-дарики, Злые комарики Вились, кружились, Да в ушко вцепились – Кусь!
Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ!
Выбегла дубина Выбегла дубина С мальчиком в руках. А за ней тулупчик С бабой на плечах
«перевертыши - «перевертыши - умственная игра, остро необходимая в детской жизни, так как она учит детей находить правильное соотношение идей и вещей , подводит к первоосновам юмора» К.И.Чуковский
жеребьёвки жеребьёвки считалки
Считалка происходит от древнего запрета считать. Считалка происходит от древнего запрета считать. Ази двази, Тризи чизи, Пятам латам, Шума рума, Дуба крест.
благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры. благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры. считалки отчетливо ритмичны и динамичны. упражнение в словотворчестве отражение реальной жизни
На златом крыльце сидели, На златом крыльце сидели, Друг на друга все глядели Чебурашка, Буратино, Чиполлино и Мальвина, Скрудж Мак Дак и покемон. Кто не верит выйди вон!
Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Золотое блюдечко или наливное яблочко? Коня вороного или казака удалого?
молчанки, молчанки, дразнилки, мирилки, страшилки садистские стишки
Подбор слов в молчанке таков, чтобы заставить нарушить запрет. Подбор слов в молчанке таков, чтобы заставить нарушить запрет. Словесный текст молчанок комического содержания. «Рыба-карась, игра началась», «Кто промолвит, тот и съест».
Остроумно и зло высмеивают человеческие недостатки, Остроумно и зло высмеивают человеческие недостатки, Они часто рифмованны. В них много сравнений, гипербол
Лилечек-киселечек. Лилечек-киселечек. Ябеда-беда, тараканья еда. Рыжий-рыжий, конопатый убил дедушку лопатой ;
"Идет коза рогатая "Идет коза рогатая За малыми ребятами, Кто кашку не ест, Того - забодает!"
В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.
Тщательно подготавливаемая трагическая развязка оборачивается комедийной ситуацией, Тщательно подготавливаемая трагическая развязка оборачивается комедийной ситуацией, Персонажи всегда условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки не мотивируются.
"Дети в подвале играли в гестапо. "Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов", или: "Девочка Света нашла пистолет, Больше у Светы родителей нет", или: "Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я варенье в шкафе не нашел. Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо!"
«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия» «Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»
Придуманы на возникающие конфликтные ситуации Придуманы на возникающие конфликтные ситуации «Мирись-мирись и больше не дерись Если будешь драться, я буду кусаться»
Загадки Загадки Пословицы Поговорки
развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в иную область. Загадка указывает на особые свойства, присущие загадываемому предмету. Чёрная собачка свернувшись лежит :не лает, не кусает, в дом не пускает.
Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, которые раскрываются как поручения. Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, которые раскрываются как поручения. Содержит мораль, выработанную поколением Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения. В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения. Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению. Хуже горькой редьки, Свалился как снег на голову
героический эпос. героический эпос. дают уроки служения родине, народу.
1. Сказки о животных. 1. Сказки о животных. дети знакомятся с нормами поведения - легко запоминаются, так как динамичны - содержат юмор, положительное окончание