«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» Родительское собрание: 900igr.net
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
Готовность к обучению в средней школе 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. 2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал. 3. «Взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения Нарушение привычной стабильности Боязнь нового и пока неизвестного Разнообразные и усложненные требования
Что испытывают ученики 5 б класса к школе? Желание приходить сюда 15 Радость 13 Спокойствие, уверенность в себе, благодарность 12 Симпатию к учителю 9 Сомнения, беспокойство, тревогу за будущее 8 Не удовлетворенность собой, усталость 6 Страх, скуку, раздражение 2
Какие предметы детям нравятся больше всего?
К каким предметам дети равнодушны?
Какие предметы детям не нравятся?
Удовлетворенность школьной жизнью
Я иду утром в школу с радостью
В школе у меня обычно хорошее настроение
У меня есть любимый учитель
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей
Тревожность в условиях образовательного процесса
Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. >75% - Высокая тревожность 50%< и
Содержательная характеристика каждого фактора Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? По классу составляет - 48% Низкий – 4 Оптимальный – 3 Повышенный – 7 Высокий - 2
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками). Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? По классу составляет - 37%
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? По классу составляет - 41%
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? По классу составляет - 56%
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? По классу составляет - 63%
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? По классу составляет - 60%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? По классу составляет - 47%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? По классу составляет - 61%
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
3найте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Следите за режимом дня РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ
Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце триместра, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.