Профессиональная компетентность педагога – это его «способность превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы» Профессиональная компетентность педагога – это его «способность превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы» Н.В.Кузьмина
Профессиональная компетентность, как сущностная характеристика специалиста-профессионала, выраженная в различных научно-теоретических и научно-методологических работах в нашей стране, в системном виде, была сформирована в 1970 году. Профессиональная компетентность, как сущностная характеристика специалиста-профессионала, выраженная в различных научно-теоретических и научно-методологических работах в нашей стране, в системном виде, была сформирована в 1970 году.
В чем выражается основа профессионально-педагогической компетентности? В чем выражается основа профессионально-педагогической компетентности?
Вначале необходимо определиться, что такое ЗНАНИЕ и что такое ИНФОРМАЦИЯ Вначале необходимо определиться, что такое ЗНАНИЕ и что такое ИНФОРМАЦИЯ
Именно ЗНАНИЯ становятся основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием». Именно ЗНАНИЯ становятся основой компетентности специалиста, компонентом его профессиональной деятельности, «живым знанием».
Что такое «живое знание»? Что такое «живое знание»?
Таким образом именно компетентность выраженная в знаниях обеспечивает в структуре профессиональной деятельности педагога ее активизирующий и повышающий профессиональный потенциал учителя. Таким образом именно компетентность выраженная в знаниях обеспечивает в структуре профессиональной деятельности педагога ее активизирующий и повышающий профессиональный потенциал учителя.
Важно учитывать, что компетентность характеризует не только деятельность педагога, но и его самого как субъекта этой деятельности. Важно учитывать, что компетентность характеризует не только деятельность педагога, но и его самого как субъекта этой деятельности.
А.К.Маркова выделяет следующие составные части профессионально компетентного труда учителя: А.К.Маркова выделяет следующие составные части профессионально компетентного труда учителя:
Выделяются следующие компетенции Выделяются следующие компетенции
Выделяются следующие компетенции Выделяются следующие компетенции
Выделяются следующие компетенции Выделяются следующие компетенции
Профессиональная компетентность педагога предполагает целый спектр личностных качеств. Профессиональная компетентность педагога предполагает целый спектр личностных качеств. Здесь следует отметить некоторые теоретические положения, предложенные В.Д.Шадриковым
Основные понятия, которые выделяются: Основные понятия, которые выделяются: Компетентность - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности - это система требований к компетентностям педагога, определяющих в своей целостности готовность к реализации педагогической деятельности и определяющих успешность ее выполнения.
В.Д.Шадриков предлагает следующую классификацию профессиональных компетенций педагога: В.Д.Шадриков предлагает следующую классификацию профессиональных компетенций педагога: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5.Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Компетентность в области личностных качеств Эмпатийность и социорефлексия Самоорганизованность Общая культура
Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач
Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся
Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в методах преподавания Компетентность в предмете преподавания Компетентность в субъективных условиях деятельности
Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Умение выбрать и реализовать образовательную программу Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы Умение принимать решения в педагогических ситуациях
Компетентность в области организации учебной деятельности Умение устанавливать субъект-субъектные отношения Умение организовать учебную деятельность обучающихся Умение реализовать педагогическое оценивание
Определение профессионально-педагогической компетентности предлагаемое З.Г.Нигматовым и Л.Р.Шакировой: Определение профессионально-педагогической компетентности предлагаемое З.Г.Нигматовым и Л.Р.Шакировой: Профессионально-педагогическая компетентность – интегральная профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
При рассмотрении и исследовании вопроса профессионально-педагогической компетентности, важно четко разделять понятия компетенции и умения. При рассмотрении и исследовании вопроса профессионально-педагогической компетентности, важно четко разделять понятия компетенции и умения. Умения-компетенции в действии; Компетенция-«двигатель» умения.
Оценкой компетентности в этой связи выступает уровень сформированности профессионально-педагогических умений, которых в настоящее время выделяется 13 групп. Оценкой компетентности в этой связи выступает уровень сформированности профессионально-педагогических умений, которых в настоящее время выделяется 13 групп.
Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний и сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои профессиональные цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний и сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои профессиональные цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Компетентностная модель педагога выступает в виде образа, отражающего структуру образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, в конкретной образовательной системе. Компетентностная модель педагога выступает в виде образа, отражающего структуру образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, в конкретной образовательной системе. Универсальной компетентностной модели учителя не существует.
Учитель должен владеть теми компетенциями, которыми он обучает, т.е. профессиональная компетенция учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Учитель должен владеть теми компетенциями, которыми он обучает, т.е. профессиональная компетенция учителя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Таким образом можно сформулировать главное правило модели профессиональной компетентности учителя, как единство его теоретической и практической готовности Таким образом можно сформулировать главное правило модели профессиональной компетентности учителя, как единство его теоретической и практической готовности
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
При внедрении компетентностного подхода в процессе подготовки педагогов акцент делается на новые технологии формирования компетенций. При внедрении компетентностного подхода в процессе подготовки педагогов акцент делается на новые технологии формирования компетенций. Учебные планы и программы должны включать все виды учебной деятельности: