Модели педагогического общения
«МОНБЛАН»(ДИРЕКТОРРСКАЯ) Жесткая передача информации без обратной связи; Отсутствие психологического контакта; Психологическая отстраненность от учеников
«КИТАЙСКАЯ СТЕНА»Равнодушие, барьер с детьми Слабый контакт Слабая обратная связь Подчеркивается статус педагога К детям снисходительное отношение Равнодушие детей к педагогу
«ЛОКАТОР»(ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ) Выборочное общение Ориентация на отдельных детей Не охвачена вниманием вся аудитория Неумение сочетать фронтальную и индивидуальную работу Низкая мотивация детей, отсутствие их инициативы
«ТЕТЕРЕВ»Педагог замкнут сам на себе Речь монологична, слышит только самого себя Эмоциональная глухота Вокруг детей – эмоциональный вакуум Педагог и дети изолированы друг от друга Любой процесс носит формальный характер
«ГАМЛЕТ» (ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ «ТЕТЕРЕВУ») Для него важен сам процесс общения, а не содержание Бразды правления – у детей. Дети «вьют веревки» из педагога У педагога обострена социально-психологическая чувствительность
«РОБОТ»Взаимоотношения строятся по жесткой программе Безупречная логика, четкая аргументация Педагог не владеет изменившейся ситуацией, не может гибко реагировать Как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия Подавление инициативы детей
«Я САМА»(АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ) Весь процесс фиксируется на педагоге Дети чувствуют себя приложением к учителю Отсутствует творческое взаимодействие Дети ждут инструкций к действию, до минимума снижается их активность Искажается мотивационная сфера
«СОЮЗ»(АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ) Идеал педагогического общения Педагог находится в постоянном диалоге с детьми Поощрение детской инициативы
ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ОТКРЫТОСТЬ АКТИВНОСТЬ ПООЩРЕНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГИБКОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ ПО ШКАЛЕ ОТ 1 ДО 7 БАЛЛОВ
Расшифровка результата7-10 баллов – всякое взаимодействие отсутствует. Общение обезличено. Педагогические функции ограничены лишь информационной стороной общения.. Развивается по модели гипорефлексивного или директорского типа. 11 -19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Контактам сторон препятствуют незримые барьеры. Аудитория пассивна, т.к. инициатива подавляется. Близость моделям «Китайская стена», «Я сама». 20-34 балла – характеристика педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность свободна. Легко входит в контакт с детьми. В дискуссиях опирается на актив. Занятия проходят оживленно, но не всегда достигают своей цели. Модели «Локатор» и «Робот». 35-44 балла – дружеская атмосфера. Все участники заинтересованы. На занятиях обсуждение, диалог, активно высказываются мнения, обсуждаются пути решения. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая о чувстве юмора. Занятия проходят продуктивно, при активном взаимодействии. Интегрированная модель, ближе к «Союзу». 45-49 баллов – коммуникативная деятельность. педагог достиг вершины мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер, прекрасно распределяет свое внимание. Все средства общения органично вплетены во взаимодействие. Практически модель «Союз».
МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ «МОНБЛАН» «КИТАЙСКАЯ СТЕНА» «ЛОКАТОР» «ТЕТЕРЕВ» «ГАМЛЕТ» «РОБОТ» «Я САМА» «СОЮЗ»