Компетентностный подход в воспитании школьников Материалы педагога- психолога Медведевой Л.А Март 2012 г.
Компетентностный подход- это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда в современном обществе. КП- это подход, при котором результаты образования остаются значимыми за пределами системы образования. (Идея противопоставления ситуации, когда то, чему я учусь в школе, в школе лишь и востребовано)
Отличие компетентностного подхода от традиционного ЗУНы , как сумма усвоенной информации, необходимой в большинстве случаев лишь для получения отметки. Понятие компетентности гораздо шире понятий З, или У, или Н (оно включает их в себя) Это не сумма ЗУНов, это понятие несколько иного смысла- понятие личностного результата.
Четыре аспекта реализации КП в образовании и воспитании Ключевые компетентности (базовые навыки надпредметного характера) Обобщенные предметные умения (умение оценивать предметы искусства- для ИЗО, понимание иноязычной речи- для ИЯ, умение выстраивать историческую линию- для истории) Прикладные предметные умения (усиление практического характера всего школьного обучения, т.е. овладеть различными способами, а не знаниями о способах) Жизненные навыки (бытовые умения: считать деньги, заполнять документы, готовность к ЧП, компьютерная грамотность)
Что же такое «ключевые компетентности»? Это «ключи» для других, более конкретных и предметно ориентированных компетенций. Они носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.
Какие же качества необходимы человеку в любой области профессиональной деятельности? способность работать самостоятельно без постоянного руководства
способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать
способность брать на себя ответственность по собственной инициативе
готовность замечать проблемы и искать пути их решения
способность уживаться с другими, не теряя себя
способность осваивать какие- либо знания по собственной инициативе
умение принимать решения на основе здравых суждений
Конкретное наполнение понятий «ключевые компетентности» связывают с анализом запроса меняющегося общества В документах по модернизации образования записано: « Основным результатом деятельности ОУ должна стать не система ЗУН сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, информационной и прочих сферах жизнедеятельности граждан».