Современная модель казахстанского образования
«Там, где нет движения, нет и жизни. И, если мы хотим жить во временном потоке XXI века, нам надо все время меняться и учиться»
« Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности.»
Двенадцатилетнее образование - это ключевое звено стратегического плана изменения образования в Казахстане. Реформу среднего образования, которую в Послании народу Президент РК назвал важнейшим инструментом, позволяющим обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана, обеспечивают современные педагогические кадры.
Генеральной стратегией развития системы образования РК является подготовка к введению 12-летнего компетентностно-ориентированного образования, или другими словами говоря, создание современной казахстанской модели образования для устойчивого развития государства
стратегические направления развития системы образования РК направлены на разработку: Компетентностно-ориентированного образования. Профилизации и профессионализации образования. Элитарного образования (гимназической и лицейской компоненты содержания образования, школ для одарённых детей). Инклюзивного образования, образования для детей с ограниченными возможностями. Инновационных моделей и технологий организации учебно-воспитательного процесса и системы оценки его результатов (технологии дистанционного обучения, кредитно-рейтинговая системы, сетевой организации …) Механизмов социального партнёрства в образовании. Инновационных моделей образования и механизмов повышения качества образования на селе (ресурсный центр,…). Инновационной модели повышения квалификации, методической службы, ориентированной на результат (на основе опережающего реагирования на возникающие проблемы). Управления качеством образования на принципах концепции всеобщего управления качеством. 10 Мониторинга результатов деятельности системы образования.
В новой модели образования успешная школа – это не школа с хорошими результатами тестирования Школа успешна, если учащиеся с определённым уровнем развития достигают определённого прогресса
Главная цель среднего общего образования на общенациональном уровне: способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан
Основным результатом образования является компетенция, выражающаяся в готовности личности эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели на основе знаний, умений, навыков, сформированных ключевых компетентностей, социальных навыков (социализации) Ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем (самоменеджмент); информационная компетентность; коммуникативная компетентность.
Компетентностно-ориентированное образование
Условия приобретения учеником ключевых компетентностей: Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации (оценки), Организация продуктивной групповой работы, Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения
Организация и методы обучения, способствующие формированию ключевых компетентностей Создание развивающей среды (совокупности социальных отношений, общего климата в организации образования, влияющих на мотивацию). Установки и стиль отношений между учителем и учениками. Поиск новых форм организации обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.
Факторы, препятствующие развитию компетентности Стрессы, депрессии, страх перед самостоятельностью детей и связанные с ней неудобства и т.д.. Ценности и установки, привычки мышления, препятствующие созданию развивающей среды (например, когда взрослые не разделяют ценности развития компетентностей как образовательной цели). Материальная необеспеченность и организационные формы, препятствующие созданию развивающей среды. Наличие различных жизненных проблем, не позволяющих взрослым с необходимой заинтересованностью относиться к развитию детей и демонстрировать самим компетентностное поведение. Страх перед независимым и самостоятельным поведением детей и связанными с таким поведением повышенными требованиями к самим взрослым. Трудность презентации и признания со стороны родителей и администрации разных уровней результатов деятельности, достигаемых учителями, стремящимися к развитию компетентностного подхода у своих учеников. Традиционные формы оценки результативности обучения учащихся, которые являются в то же время и формой оценки качества труда учителя. Непросвещенность учителей и руководителей в отношении компетентностного подхода. Сложно учесть интересы, мотивации и умения учащихся, чтобы создавать индивидуальные учебные планы. Нежелание взрослых (родителей и учителей), чтобы в детях развивались независимость, уверенность в себе и любознательность.
II. Изменения в методике преподавания Введение и апробация форм работы, основанных на собственной ответственности самих учеников. Индивидуализация (прописывание индивидуальных траекторий) обучения. Внимание к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации. Уменьшение механических нагрузок учителя и его мотивации.
III. Изменения в деятельности учителя и ученикаПредоставление большей степени свободы и ответственности самому ученику. Переориентация работы учителя на развитие мотивации ученика: По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.
V. Изменение требований к учащимся Требования, чтобы школьники брались за решение новых, незнакомых, разнообразных и сложных задач, бросающих вызов их устоявшимся предубеждениям и стереотипам. Предоставления школьникам широких возможностей для участия в новой для них деятельности (лидерской, инновационной, исследовательской и проч.) и оказания им поддержки на время, когда они стараются выполнить работу, важную с точки зрения достижения значимых для них целей. Совместная со школьниками постановка новых, значимых для них задач, которые должны быть выполнены на уровне высоких стандартов, при условии оказания им поддержки и веры в успех их деятельности. Постоянного указания на необходимость достижения высоких стандартов при выполнении самостоятельной учебной работы; сюда входит подготовка докладов, проведение семинаров и участие в оригинальных исследованиях совместно с сотрудниками факультетов Вузов. Избегание директивных правил, которые мешают школьникам приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности. Время, которое школьники должны потратить на исследования, фантазии, размышления и структурирование полученного опыта, является важнейшей частью любой эффективной образовательной программы. Важно, чтобы учащиеся имели возможность выявить свои системы ценностей, опробовать новые стили поведения, иметь возможность участвовать в независимых исследованиях и развивать значимые виды компетентности в ходе этих исследований.
VI. Организационные изменения форм учебной деятельности Преобладать должны те формы учебной деятельности, что ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией: Анализ текста и обобщение информации. Обсуждение. Создание текста. Выступление (презентация). Блочно-модульная технология организация обучения: ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля), блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника, тьютора), практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование), модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен). публичная презентация итогов самостоятельных исследований учеников (или они вводятся в содержание дискуссий и лабораторных занятий).
VII. Использование учителем (руководителем) микросценариев Микросценарий – это руководство к действию, инструкция для учителя/руководителя, позволяющая ему так построить диалог с классом/подчинёнными, так сместить акценты, чтобы в данный момент на данном материале включить элементы компетентностного подхода: зафиксировать наличный уровень сформированности той или иной компетентности и в рамках изучаемого предметного содержания/содержания деятельности обратить внимание учащихся/подчинённых на некое сверхумение, показать его применимость в данной ситуации.
VIII. Способы оценивания уровня сформированности компетентности Тесты «на применение» - используются при определении межпредметных компетентностей, обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Рейтинговая модель - любой балл суммируется с предыдущими, а общая сумма определяет степень продвижения ученика по лестнице успеха. Мониторинговая модель - фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались.
В заключение хочется отметить следующее: Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь. Для продвижения к намеченной цели потребуется изменить акценты и в содержании, и в системе контроля. Переход к компетентностному обучению не начнется в один «назначенный министерством» день. Мы должны работать на этот день, должны до него «дорасти».