Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продленного дня Воспитатель ГПД МОУ прогимназии №10 «Россияночка» Кленкова Наталья Анатольевна
«Человек не только нравственно отвечает за все живое…., но и морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы» Д.С.Лихачев
Анализ уровня экологической культуры младших школьников (в % отношении ответы учащихся 2 и 4 классов)
Цель экологического воспитания: Формирование ответственного отношения к окружающей среде
Задачи экологического воспитания образовательные - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающие - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального(способности к анализу экологических ситуаций) , эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности) , нравственного (воли и настойчивости, ответственности) .
Методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру детей младшего школьного возраста. «Экологический светофор»: «Письмо зелёному другу» «Радости и огорчения» «Секретный разговор» «Лес благодарит и сердится»
«Экологический светофор»:
«Письмо зеленому другу»
Формы работы Экскурсии в музеи и в библиотеку Выставка детских рисунков и поделок Разгадывание кроссвордов, проведение викторин
Экологический отдел в детской библиотеке
Экологическая сказка «Земля- наш общий дом»
Методы и приемы Работа со схемами, макетами Прослушивание музыкальных и литературных произведений Исследование, эксперимент
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка 1 этап -ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира; эмоционально реагирует при встрече с прекрасным ; пытается контролировать своё поведение, поступки.
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка 2 этап ребенок переходит от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотносит свои действия и поведение с действиями других людей и влиянии их на природу; делает собственные открытия (поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды); участвует в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
Показатели сформированности экологической культуры ребёнка 3 этап осознанно соблюдает нормы и правила поведения в окружающей среде; -способен к самоконтролю, осознаёт необходимость соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; наличие экологических знаний и навыков и потребности в их расширении; использует полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности; положительные эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости
Выводы : В ходе выполнения работы мною были аппробированны методики, в результате которых дети поиграли в игру «Экологический светофор», написали письма зеленым друзьям, записали свой секретный разговор с любимым животным, подумали о том, за что лес может рассердиться на них и поблагодарить, попробовали заниматься исследовательской деятельностью. Кроме того, в результате посещения детской городской библиотеки пополнили свои знания об охраняемых растениях и животных, занесенных в Красную Книгу. Итогом данной работы стало мероприятие в форме экологической сказки «Земля – наш общий дом», на котором дети проявили свои творческие способности: перевоплощались в героев сказки, читали стихи, с удовольствием пели песни. Работа, проведенная с детьми не прошла даром: уровень экологической культуры повысился, о чем свидетельствуют знания учащихся : Дети стали больше стали знать охраняемых растений и животных нашей местности, растений и животных, занесенных в Красную Книгу. Приобрели знания о значении природы в жизни человека, о необходимости охраны окружающей среды. Уточнили знания правил поведения человека в лесу во время отдыха. Обогатили словарный запас экологическими терминами.