МБОУ СОШ № 2 п. Редкино Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности учащихся Емельянова Н.В. преподаватель русского языка и литературы 2012г
Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя. К.Д. Ушинский
Формы работы общее типичное индивидуальное
Педагогическая технология планирование результатов обучения оптимальная структура содержания учебной информации выделение уровня обязательной подготовки варьирование своей учебной нагрузки
Дифференцированный подход увеличивает возможности для работы с сильными учениками снимает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых обучающихся
Требования Выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся способствует формированию положительных мотивов учения, сознательного отношения к учёбе, повышению самооценки обучающегося
Требования Наличие определённых «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения давая всем необходимый материал, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению
Требования В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням трудности в учебной работе должны быть посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения материалом на каждом этапе обучения
Требования Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности формирует у обучающихся познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности
Требования Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход
Формирование групп учащихся Коммуникативная компетентность
Грамматическая компетентность степень овладения лингвистическим ходом языка
Социолингвистическая компетентность способность пользоваться языковыми средствами с учётом темы, ролей, участников общения или конкретно заданной ситуацией общения
Дискуссионная компетентность способность создавать текст, используя и интерпретируя формы слов и их значения
Стратегическая компетентность способность обучающегося эффективно участвовать в общении, выбирая правильную стратегию, тактику общения
Диагностическая таблица
Система рейтинговой оценки обучающегося по литературе, позволяющая выявить уровень КК
Система рейтинговой оценки обучающегося по литературе, позволяющая выявить уровень КК
Система рейтинговой оценки обучающегося по литературе, позволяющая выявить уровень КК
Система рейтинговой оценки обучающегося по литературе, позволяющая выявить уровень КК
Система рейтинговой оценки обучающегося по литературе, позволяющая выявить уровень КК
Дифференцированная домашняя работа НУКК – типовые задания (аналогичные были выполнены на уроке) СУКК – к типовым заданиям даются и такие, которые направлены для ликвидации пробелов в знаниях, для восстановления утраченных умений и навыков ВУКК – усложнённые задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений и анализа
Дифференцированное объяснение нового материала НУКК - следует «разбить» материал на мелкие части и постоянно контролировать обучающихся НУКК и ВУКК - рекомендуется самостоятельно работать по углублению и изучению материала, чётко выделять каждое понятие, затем вырабатывать и самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение – и переходить к творческим заданиям
Дифференцированное закрепление ЗУН НУКК – облегчённые задания (найди ответ в параграфе, выведи главную мысль абзаца, составить аннотацию, тезисный план или обычный план, по тезисам раскрыть содержание темы, дополняя своими примерами, составить рассказ по конспекту, таблице, семе, алгоритму) СУКК – задания на применение нового материала (мини-интервью, взаимовопросы, составление сложных планов, схем, таблиц, написание эпилога произведения, постановка проблемных вопросов, составление монологов, диалогов, создание «автопортрета писателя» по воспоминаниям и запискам о нём) ВУКК – создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос и найти ответ на поставленный вопрос; сравнить проблему произведений, сравнить героев; сделать общий вывод по теме; составить схемы, алгоритмы, сделать сопоставительный анализ поэтических произведений; создать психологический портрет по произведениям изобразительного искусства; создать саморецензию, телепередачу о поэте или писателе, написать стилизацию под то или иное направление или чей-нибудь авторский стиль
Дифференцированный итоговый контроль НУКК – базовые задания, наводящие вопросы , выбрать правильный ответ СУКК – сложные задания, требующие хорошего знания теории, межпредметных связей ВУКК – усложнённые задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества, задания, требующие рассуждений и анализа (написать эссе, сочинение, задание исследовательского характера…)