Формирование экологической культуры и здорового образа жизни учащихся 900igr.net
План Понятия «экология», «экологическое образование» и «экологическое воспитание». Задачи и содержание экологического воспитания школьников. Валеология как наука о здоровом образе жизни и оздоровлении организма человека Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе Формы и методы валеологического воспитания школьников.
Термин «экология» впервые в 1866 г. употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (мысль).
экология наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой
Экологические проблемы: проблема продовольствия; проблема энергии; проблема ресурсов; проблема демографии; проблема генофонда; проблема биосферы; проблема здоровья человека.
Экологическое воспитание целенаправленная систематическая деятельность по формированию личности, готовой к практической экологической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению состояния окружающей среды
Цель экологического воспитания формирование у школьников экологической культуры
Экологическая культура Экологическое сознание Экологическая деятельность Экологическое мышление
Экологическое сознание включает экологические знания; эстетические чувства; экологическую ответственность.
Экологическое мышление проявляется в умении осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных, делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы, разумно взаимодействовать с ней. Экологическая деятельность – активная природоохранительная деятельность и грамотная пропаганда экологических знаний.
Задачи экологического воспитания формирование у учащихся интереса к изучению законов природы; содействие в осознании ими значимости природы как среды обитания человека; развитие у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды, за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих; формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе, содействие восприятию ими природы как эстетического совершенства; стимулирование активного участия школьников в природоохранительной деятельности и пропаганде экологических знаний.
Пути экологического воспитания учебный процесс; внеклассная воспитательная работа.
Формы воспитательной работы систематические периодические
систематические деятельность экологических клубов («Родная природа», «Наш край», «Зеленый дом» и т.д.); разработка экологической тропы; деятельность туристско-краеведческих кружков и секций; работа отрядов «Зеленый патруль», осуществляющих санитарную охрану окружающей среды.
периодические беседы, викторины и конкурсы на экологическую тематику («Природа и фантазия», «Читаем Красную книгу», «Зеленая аптека», «Необыкновенные звери», «Человек и природа», «Экологическая газета» и др.); трудовые акции по уборке, благоустройству и озеленению территории и жилого района; дискуссии и диспуты («Будущее планеты в наших руках», «Человек и природа: трагедия или гармония» и др.); литературно-музыкальные композиции и тематические вечера («Мир природы – мир красоты», «Тема природы в произведениях художников и поэтов» и др.); встречи и беседы со специалистами (экологами, работниками лесного хозяйства, сотрудниками агропромышленного комплекса и т.д.); экскурсии на природу с выполнением различных; читательские конференции по произведениям художественной литературы, посвященным миру природы.
Принципы экологического воспитания междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.
Показатели экологической воспитанности: понимание экологических проблем; сознание ответственности; активная природоохранительная деятельность; развитое чувство любви к природе (умение видеть и наслаждаться).
Здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия
Здоровье зависит от следующих факторов: 50 %- образа жизни, 20%- наследственности, 20 %-экологической обстановки, 10 % - здравоохранения
Причины, приведшие к нарушению здоровья детей ухудшение экологического состояния окружающей среды; завышенные учебные нагрузки школьников, вызывающие повышенную нервозность и быструю утомляемость; малоподвижный образ жизни и несоответствие физических нагрузок в школе и дома; нерегулярность и несбалансированность питания детей; неблагоприятный психологический климат и периодически возникающие стрессы в ходе учебно-воспитательного процесса и др.
В 1980 г. И.И. Брехман ввел термин “валеология” (от лат. valeo- здравствовать, быть здоровым), которым он обозначил науку о здоровье и здоровом образе жизни человека
Главный закон валеологии – закон меры
Санитарно-гигиенические условия оздоровления учащихся в учебном заведении Необходимо планирование учебного процесса в течение каждого дня, каждой недели и учебной четверти с учетом биоритмов развивающейся личности; Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию школьных помещений, где осуществляется жизнедеятельность учащихся; Соблюдение гигиенических норм.
Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях учителя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование школьников; рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности; создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей; организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т.д.; устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач.
Валеологическая служба выполняет следующие функции диагностическую профилактическую корректирующую консультативную
Пути валеологического воспитания
Средства
Средства