Эпиграф «Вода! Ты - сама жизнь. Ты - самое большое богатство на Земле!» (А. де Сент-Экзюпери). Интегрированный урок по химии и биологии в 8 классе 900igr.net
Какие сведения о воде вам были известны до сегодняшнего урока? Вода
ЦЕЛИ : Ознакомиться с о строением молекулы воды; рассмотреть физические свойства воды; изучить химические свойства воды; Изучить роль воды в организме человека.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете, ее Величество – Вода! » Антуан де Сент – Экзюпери.
Нахождение воды в природе
Содержание воды в живых организмах Корни и луковицы 70-95% Более 70% Около 70%
Вода в организмах млекопитающих 60-80 % от массы тела человека в зависимости от возраста. Смертельно опасна для организма потеря 12 -20 % влаги. ≈ 70 % воды в организмах млекопитающих.
ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ. Чистая (дистиллированная) вода – бесцветная жидкость, без запаха и вкуса. Единственное вещество, которое на земле существует в трех агрегатных состояниях. Температура кипения 100°с. Температура кристализации 0°с Плотность 1 г/мл Вода обладает самой большой теплоемкостью. Она не проводит электрический ток.
Уникальные свойства воды Распределение температуры в зимнем водоеме Единственное вещество на планете в трех агрегатных состояниях.
Состав и строение молекулы воды Н2О Mr =18 г/моль Диполь – полярная молекула. Молекула воды состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода, которые находятся друг относительно друга под углом 105°. Внутри молекулы – ковалентная полярная связь.
Есть ли в природе химически чистая вода?
Практическая работа « Подсчет содержания воды в организме школьника» mводы = mтела х 0,65
Химические свойства воды 1. Реакции разложения Вода разлагается при пропускании электрического тока 2Н2О = 2Н2+О2 Прибор для разложения воды
2. Реакции соединения Вода реагирует со многими сложными веществами, например с оксидами неметаллов и металлов. Напишите уравнения реакций взаимодействия воды с оксидом серы (У1) и оксидом кальция. Назовите полученные вещества. SO3+ H2O = Н2SO4 СaO + H2O = Сa(OH)2 серная кислота гидроксид кальция Вывод: при взаимодействии воды с кислотными оксидами образуются кислоты. С основными оксидами – основания (щелочи).
Запомни! С водой не реагируют кислотный оксид – SiO2, несолеобразующие оксиды – СО, NO, а также оксиды некоторых металлов - СuO, Al2O3 и др.
3. Реакции замещения. Лабораторный опыт. Инструктивная карта. 1. Возьмите кусочек металлического натрия. Аккуратно опустите его в сосуд с водой. Что вы наблюдаете? Какой газ выделяется? 2. После окончания реакции опустите в полученный раствор лакмусовую бумажку. Как изменился ее цвет? Какое вещество находится в данном растворе? Напишите соответствующее уравнение реакции. Назовите полученное вещество. Сделайте вывод. Вывод: вода реагирует с металлическим натрием с образованием щелочи – гидроксида натрия, поэтому лакмус синеет. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 .
Загрязнение воды
Как очищают воду в промышленности?
Потребление воды
Охрана воды Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения, строгого учета, охраны от загрязнения и экономного использования.
Тест (готовимся к ГИА!) 1.Вода имеет наибольшую плотность при: а. 0° б. 100° в. -10° 2. К хорошо растворимым веществам относят: а. мел б. золото в. поваренная соль г. песок 3. Наибольшее количество воды содержится в: а. костях б. крови в. мышцах 4. Установите соответствие: 1.в корнях и луковицах растений воды 2. в теле животного воды... 3. воды в организме взрослого человека… а. 75-90% б. более 70% в. около 70% 5. Установите соответствие: 1. СО2+Н2О= 2. Nа2О+Н2О= 3. 2К+2Н2О= а. 2NаОН б. 2КОН+Н2 в. Н2СО3 6. При взаимодействии SО2 с водой лакмус в полученном растворе: а. синеет б. краснеет в. не меняет цвета 7. Выберите правильные утверждения: А. Круговорот воды обеспечивает сушу пресной водой. Б. Круговорот воды происходит под воздействием солнечной энергии и силы тяжести. а. только А б. только Б в. верны оба ответа г. неверны оба ответа 8. Установите последовательность стадий очистки питьевой воды: а. фильтрование б. обеззараживание в. отстаивание г. озонирование или хлорирование 9. Выберите органы, через которые вода удаляется из организма а. легкие б. печень в. Почки г. кожа д. мышцы е. кости 10. Установите соответствие между физиологическими процессами и функцией воды 1. потоотделение 2. перенос питательных веществ кровью 3. удаление продуктов распада а. транспортная б. выделительная в. терморегуляционная
Правильные ответы: 1- а 6-б 2- в 7-в 3- б 8-а,б,в,г 4- 1-а,2-в,3-б, 9-а,в,г 5- 1-в,2-а,3-б 10-а,б,в Оценка «5» - 9-10 баллов «4» - 7-8 баллов «3» - 5-6 баллов «2» - менее 5 баллов
Что нового о воде узнали вы сегодня на уроке? Закончите схему. Если Вам не хватило стрелочек, значит, Ваши знания о воде расширились. Вода
Домашнее задание: Химия – пар. 29, приготовить сообщения об аномальных свойствах воды.
Вода – это жизнь! Берегите воду! Спасибо за внимание и пейте чистую воду!
Список используемой литературы Учебник химии 8 класс Г.Е.Рудзитис. CD. Химия 8-11 класс, издательство «Учитель». http://school-collection.edu.ru.