Кейс – метод. Описание методики
Преимущества кейс-метода Позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.
Задачи: включение кейс-метода в учебный процесс при изучении предметов гуманитарного цикла; организация творческой работы преподавателя по созданию кейса и вопросов для его анализа. организация работы преподавателя и учащихся на этапах организации кейса.
Кейс – это описание реальной ситуации, «кусочек» реальной жизни. Суть кейс-метода в том, что учащимся предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Материалы для создания кейса. Проблемные реальные ситуации. Интересные исторические факты. Литературные источники.
Виды представления кейсаПечатный кейс Мультимедиа кейс Видео кейс
Сценарий организации занятий: Подготовительный этап. Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока. Ознакомительный этап. Введение в ситуацию. Описание ситуации. Информационный материал. Глоссарий. Основной (аналитический) этап. Вступительное слово учителя; Распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); Организация работы групп: предоставление членам групп нужного материала, самостоятельная работа в группах. Представление результатов анализа, дискуссия, подведение итогов и найденных решений. Итоговый этап. Заключительная презентация результатов аналитической работы Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации; Оценивание учителем учащихся.
Кейс – метод развивает Аналитические умения и навыки Практические Коммуникативные умения Творческие Социальные умения Самоанализ
Методические рекомендации Желательно использовать собственный кейс. Методы и приемы должны соответствовать целям урока. Необходимо тщательно продумывать поэтапную работу с кейсом (1 –этап введения в кейс; 2- анализ ситуации; 3 – этап презентации решений; 4- этап общей дискуссии; 5- этап подведения итогов).
Кейс №1 Покровы тела членистоногих Ход работы Рассмотрите коллекции с помощью лупы, микропрепарат, картинки, прочитайте текст. Ответьте на вопросы: а) что общего в покровах всех представленных животных (пауков, раков, насекомых)? б) Какова связь между покровами тела и многообразием членистоногих?
Тело таракана, словно броней, прикрыто внешним скелетом (экзоскелетом), образованным твердым веществом — хитином. Экзоскелет не эластичен, поэтому по мере роста таракан периодически сбрасывает старую «броню», меняя ее на новую. На иллюстрации — сброшенный экзоскелет.
Тело паука-птицееда условно можно разделить на две части –головогрудь и брюшко, соединённые между собой небольшой перемычкой . Сверху всё тело паука покрыто плотной, достаточно жёсткой оболочкой – экзоскелетом, представляющей собой хитинизированную кутикулу со слоем подстилающих клеток... Наиболее твёрдая кутикула находится в коготках и хелицерах, наименее твёрдая, эластичная кутикула образуется в области сочленений ног. Экзоскелет выполняет различные функции: собственно скелета, к которому прикреплены большинство мускулов; он служит буфером между организмом паука и окружающей средой, предохраняя его от быстрой потери влаги, а также защищая нежные внутренние органы от механических воздействий. Также экзоскелет несёт на себе щетинки и волоски, выполняющие осязательные, сенсорные и иные (например, защитную) функции. Основной и наиболее важный элемент, составляющий экзоскелет паука – хитин (азотный полисахарид), который в связи с белоком обеспечивает его прочность.
Строение речного рака. Тело рака покрыто твердым покровом – панцирем. Он состоит из хитиновой кожицы (кутикулы), пропитанной известковыми (неорганическими) солями, придающими панцирю прочность и твердость. Панцирь защищает тело речного рака от повреждений. Вот как описывает этот интересный процесс Реомюр. "Уже за несколько часов до начала линьки рак начинает потирать один член о другой и, не меняя места, двигать ими поочередно. Затем бросается на спину и судорожно сгибает и разгибает хвост, причем усы его также приходят в какое-то судорожное подергивание. Все эти движения расшатывают члены его в их оболочке и расширяют последнюю. После этой подготовительной работы рак как бы вытягивается (вероятно, вследствие сжатия, которому подвергается его тело внутри скорлупы). Тогда тонкая оболочка, соединяющая заднюю часть скорлупы с первым кольцом хвоста (шейки), лопается и выдвигается туловище, покрытое своим новым, еще мягким покровом темно-коричневый цвет которого резко отличается от буро-зеленого цвета прежней скорлупы.
Во время линек пауки сбрасывают старый экзоскелет и могут увеличиваться в размерах приблизительно в полтора раза. Увеличиваются все твёрдые части паука птицееда, в том числе ноги, размах которых и определяет формальный размер паука; в то же время относительно мягкое брюшко несколько уменьшается, рост брюшка происходит между линьками Паук приготовился к линьке старый экзоскелет
Кузнечик висит, освобождаясь от старой шкурки под действием силы тяжести. Часть усиков еще в «чехольчиках».
Обсудите в группе и занесите выводы по первому вопросу в 2 шаблона.