МОУ «Копыловская средняя общеобразовательная школа» Томского района «Новая система оценки качества»
Цель проекта: разработать критерии оценки уровня компетентности учителя.
Задачи: 1. Изучить, проанализировать информацию по теме «Новая система оценки качества»; 2.Выделить из общего понятия «компетентность» те направления (компетенции), которые могут быть оценены в баллах. 3.Разработать критерии оценки компетенций и уровня компетентности учителя.
Область изменения: формирование новой парадигмы результата образования через компетентностный подход в системе оценки качества профессионального мастерства учителя.
Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании». Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Положение о региональном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях общего образования Томской области (Приложение к приказу Департамента общего образования Томской области от 30.05.2008 г. № 800)
Постановление Администрации Томской области о новых системах оплаты труда работников областных государственных учреждений от 31 марта 2008г. № 66а. Приложение к приказу Департамента общего образования Томской области от «07» августа2008 г. № 1005 (Региональная программа мониторинговых исследований на 2008-2010 годы).
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. Закон об образовании в Томской области (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 25.10.2001 № 1024). Постановление Администрации Томской области от 07.03.2008 №52а.
Изменения нормативно-правовой базы после реализации проекта На муниципальном уровне изменения будут внесены в документ, регулирующий распределение стимулирующего фонда оплаты труда. На муниципальном уровне разработано Положение о мониторинге качества образования в условиях новой системы оплаты труда.
Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя (теоретическое обоснование проблемы).
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX - XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
«Изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов» (из материалов НОЦ «Института инноваций в образовании» ТГУ)
Изменяются педагогические цели, и, как следствие, меняются требования к результату образования, рассматриваемого в современной научной литературе как некий интегральный социально-личностно-поведенческий феномен. В качестве общего определения такого результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция /компетентность».
Этапы становления компетентностного подхода в образовании Первый этап (1960-1970 гг.) Введение в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап (1970-1990 гг.) Использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.
Третий этап Исследование компетентности как научной категории применительно к образованию было начато в 90-е годы прошлого века. Появление работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
В 2006 году в результате изучения материалов московского конкурса «Строим школу будущего» было установлено, что профессиональная деятельность учителей-призеров реализуется в следующих шести направлениях:
1. Расширение практики применения новых образовательных технологий в предметном и надпредметном обучении. Лучшие учителя используют весь спектр информационных технологий, возможность конструирования индивидуальных и групповых образовательных ресурсов — интерактивная обучающая анимация, презентации, в том числе с использованием интерактивных досок, видеоуроки; специализированное точное оборудование — датчики, модели, обучающие конструкторы; возможности дистанционных средств образования, телеконференции, интернет-технологии.
2. Усложнение методических схем предметного преподавания. Изменение формы оценки результатов обучения в средней и старшей школе — введение ЕГЭ— ставит перед учителями новые задачи обеспечения качества образования в рамках предметного преподавания. Результатом творчества лучших учителей становится разработка новых форм преподавания предмета, в том числе: элективных тематических курсов, обеспечивающих прохождение программы на различных уровнях для разных групп учащихся с предоставлением возможности выбора, в том числе при организации профильного и предпрофильного образования; широкое использование метода учебных и исследовательских проектов, позволяющих интегрировать содержание предметного образования; разработка учителями специальных образовательных программ, направленных на подготовку к ЕГЭ.
3. Включение в преподавание учебных предметов нового содержания образования как предметного, так и надпредметного. В практике лучших учителей это представлено как: авторские разработки межпредметных интегрированных курсов; обучение ключевым компетенциям; обучение способам проектной и исследовательской деятельности; формирование способностей самоконтроля, самооценки, рефлексии в подростковой школе; разработка нового содержания экологического образования, в том числе за счет интеграции общеобразовательных предметов (географии, биологии, химии и т.д.); внедрение технологий «дебаты» и «РКМЧП» как элементов работы с пониманием способов приобретения знаний и критического осмысления знаний и опыта.
4. Внедрение образовательных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся. Лучшие учителя активно используют технологии, позволяющие обеспечить максимальный эффект для каждой возрастной категории учащихся. Используются обучение в малых группах, блочно-модульное обучение, дискуссии, case-study, метод проектов, метод проблемного обучения, эвристический и исследовательские методы, разноуровневое обучение, развитие рефлексии, ролевые и деловые игры.
5. Обеспечение реализации социального заказа родителей и работодателей. Характерной особенностью деятельности современного учителя становится активное взаимодействие с родительской общественностью, а также образовательными институтами за пределами конкретного образовательного учреждения (вузами, научно-исследовательскими организациями и т.д.). Лучшие учителя активно вовлечены в работу по обеспечению: самоуправления образовательной организации; деятельности клубов выпускников; деятельности родительских советов, иных форм управления образовательной организации; взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе с формированием совместных образовательных программ школы и вуза.
6. Расширение форм дополнительного образования в образовательных учреждениях. Новой характеристикой образовательного процесса становится активное взаимодействие и интеграция дополнительного и общего образования в рамках конкретного образовательного учреждения. Широко используются образовательные экскурсии, выезды, образовательный туризм.
Из всего вышесказанного следует, что для достижения новых образовательных результатов, востребованных в современном обществе, необходимы изменения в основных сферах жизни школы: учение-обучение, уклад школы как жизненного пространства, отношения образовательного учреждения с внешним окружением, изменение педагогического профессионализма, диагностика и мониторинг качества образования.
Основные положения проекта Мы рассматриваем профессиональную компетентность, «с одной стороны, в качестве интегрального критерия качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, а с другой - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, а также готовность к принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности» (Г.В.Безюлева) .
Компетентность будем рассматривать как совокупность компетенций. Под компетенцией в самом общем смысле будем понимать личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Критерии определения компетентности и компетенции учителя 1.Обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию). 2.Обучение "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Общепедагогические компетентности включают: повышение квалификации; быстрое оценивание ситуации и своих возможностей; самообучение; принятие самостоятельных решений и ответственность за них; адаптирование к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывание новых способов деятельности или трансформирование прежних с целью их оптимизации.
Ключевые компетенции учителя. Всего в научной литературе выделяется 39 видов компетенций учителя. А.В.Хуторской выделяет семь основных компетенций: Ценностно-смысловая компетенция. Общекультурная компетенция. Учебно-познавательная компетенция. Информационная компетенция. Социально-трудовая компетенция. Компетенция личностного самосовершенствования. Коммуникативная.
Технология внедрения в практику теоретического материала Компетенции связаны с осуществлением действия и потому измеримы, причем некоторые из них могут быть измерены объективно, а некоторые - лишь субъективно.
Ключевые компетенции учителя, поддающиеся объективной оценке: предметно-методологическая компетенция; психолого-педагогическая компетенция; компетенция в области здоровьесбережения; коммуникативная компетенция; компетенция в области управления системой «учитель-ученик».
Каждая из предложенных компетенций предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя составляющими, очень важными для учителя: умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования (Когнитивная составляющая ), умением передавать свою информацию другим (Операционально-технологическая составляющая), культурой коммуникации при взаимодействии с людьми (Личностная, позиционно-ценностная составляющая ).
Предметно-методологическая компетенция Когнитивная составляющая: - знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета; - ориентация в современных исследованиях по учебному предмету, - система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале. схема
Предметно-методологическая компетенция Операционально-технологическая составляющая - владение разнообразными методами предметной дидактики — в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др., - владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов; - умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета. схема
Предметно-методологическая компетенция Личностная, позиционно-ценностная составляющая - осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; - осознание значения ресурсного подхода к организации учебно-познавательной деятельности ученика; - понимание значения информационно-технологической грамотности для современного человека; - стремление сформировать у учащихся осознанное отношение к ресурсам Интернета, к медиатехнологиям как средству трансляции информации, требующим критического осмысления. схема
Психолого-педагогическая компетенция Когнитивная составляющая: - знание о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика — «чем ученик учится», - знания об особенностях познавательной сферы ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся. схема
Психолого-педагогическая компетенция Операционально-технологическая составляющая: - умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструмен тов» ученика, - умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса. схема
Психолого-педагогическая компетенция Личностная, позиционно-ценностная составляющая: позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все «познавательные инструменты» ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития. схема
Компетенция в области здоровьесбережения Когнитивная составляющая: - знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); - система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности. схема
Компетенция в области здоровьесбережения Операционально-технологическая составляющая: - владение умениями конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик». схема
Компетенция в области здоровьесбережения Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, - осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей; - осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; - видение себя как психически, физически и нравственно здоровой личности. схема
Коммуникативная компетенция Когнитивная составляющая: знание законов, приемов эффективного общения в полилоге, диалоге, монологе. схема
Коммуникативная компетенция Операционально-технологическая составляющая: - владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме. схема
Коммуникативная компетенция Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - осознание ценности общения, - стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека — как ученика, так и коллеги. схема
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик». Когнитивная составляющая: - знание об управлении как ведущей деятельности профессионала; - знание о педагогическом экспериментировании; - знание способов и форм профессионального самосовершенствования, - знание способов и форм обобщения и трансляции опыта, способов и форм самопрезентации. схема
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик». Операционально-технологическая составляющая: - умение осуществлять педагогический анализ ресурсов, структурируя учебный материал, учитывая особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.; - умение проектировать цели для ученика - в ЗУНах, и для учителя - в управленческих формулировках; - умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, - умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.;
- умение планировать, организовать, осуществлять и анализировать педагогический эксперимент; - способность к постоянному профессиональному совершенствованию, - способность транслировать собственный положительный опыт в различных формах, - умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. схема
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик». Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - осознание значения управления как ведущей деятельности человека; - стремление учителя сознательно осуществить выбор инновации для собственной профессиональной деятельности; - желание учителя реализовать собственный творческий потенциал; - желание учителя достичь высокой степени профессионализма;
- стремление учителя поделиться профессиональными находками и представить собственные достижения для использования их коллегами; - осознание учителем значения этих умений для собственного профессионального роста и в качестве ресурса профессионального роста коллег. схема
Характеристики, определяющие эффективность владения учителем общепрофессиональными компетенциями В связи с переходом на новую систему оплаты труда, при которой деятельность педагогических работников будет оцениваться в баллах, кажется целесообразным также в баллах оценивать и компетентность педагога, используя при этом знакомую и понятную каждому учителю пятибалльную систему. 5 - 4 б. - оптимальный уровень 3 - 2 б. - достаточный уровень 1 б. и ниже - критический уровень
Предметно-методологическая компетенция. оптимальный уровень Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в организации учебной деятельности, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные… схема
Предметно-методологическая компетенция. достаточный уровень Учитель использует, время от времени, материал педагогических публикаций для подготовки докладов, отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса. схема
Предметно-методологическая компетенция. критический уровень Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов и преподавании своего предмета, не использует периодики. В основном учитель использует традиционные методики. схема
Психолого-педагогическая компетенция оптимальный уровень Учитель знает и использует знания о системе учебного успеха ученика, знает и реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика. схема
Психолого-педагогическая компетенция достаточный уровень Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины — нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем взрослых с одним и тем же учеником. схема
Психолого-педагогическая компетенция критический уровень Учитель имеет затруднения в оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха ученика. схема
Компетенция в области здоровьесбережения оптимальный уровень Учитель хорошо разбирается в теории, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует знания в реальном учебном процессе. Владеет навыками использования здоровьесберегающих технологий. Владеет знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса для детей с проблемами здоровья. схема
Компетенция в области здоровьесбережения достаточный уровень Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях, но может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму. схема
Компетенция в области здоровьесбережения критический уровень Учитель практически не владеет знаниями и умениями по здоровьесбрежению, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча для такой работы. схема
Коммуникативная компетенция оптимальный уровень Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. У учителя практически не возникает проблем поведения учеников. схема
Коммуникативная компетенция достаточный уровень Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако, не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком. схема
Коммуникативная компетенция критический уровень Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу эффективного общения. схема
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик». оптимальный уровень Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. схема
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик». достаточный уровень Учитель может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и может скорректировать цели, условия учебного процесса. схема
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик». критический уровень Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. схема
В основу измерения уровня компетентности педагога ложится карта самоанализа учителя, данные анкетирования родителей обучающихся и самих учащихся, объективные показатели образовательной деятельности педагогических работников, заключение экспертной комиссии при аттестации.
Перспективы развития Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (предметные компетенции).
Предметные компетенции. Компетенции научных знаний; Компетенции способов деятельности (умение действовать по образцу); Компетенции опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; Компетенции опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Примеры предметных компетенций учителя. Компетенции по математике. Компетенции по физике. Компетенции по русскому языку и литературе. Компетенция учителя иностранных языков. Компетенции по химии и биологии. Компетенции по физкультуре.
Целью следующего проекта может стать анализ предметных компетенций и определение критериев и способов их оценивания.
литература Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: точка зрения психолога / Г.В. Безюлева // Профессиональное образование. - 2005. - № 12. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Безюлева Г. В., Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова. - М., Московский психоло го-социальный институт. Федеральный институт развития образования, 2005. - 82 с. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. Гладик Н.В. Приоритетные направления и эффективные средства совершенствования профессиональной компетентности педагогов в здоровьесбережении школьников // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе: Сб. матер, научной сессии ФПК и ППРО МПГУ (25 января 2007 г.). - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. -С. 135-140.
Гладик Н.В. Профессиональная компетентность педагога: контур содержа ния технико-технологического уровня // Проблемы и перспективы разви тия профессиональной компетентности организаторов образования: Сб.матер. Международ, науч.-практич. конф. — М.: МПГУ, 2006. — С. 146—149. Гришина И.В. Самооценка деятельности ОУ / И.В. Гришина, Е.Г. Курцева, В.Н. Волков // Управление качеством образования. — 2007. — №1. —С. 38-59. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлов, Э.Э. Сыманюк. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая осно ва компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата обра зования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образо вания / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.-№5. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с. Кальней В.А. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с. Карапетова М.Н. Формирование педагогической компетентности препо давателя образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Российск. международ, академия туризма. — М., 2000. — 20 с. Катунович ТА. Основы самоорганизации в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности / Т.А. Каплунович, Л.А. Филиппова. - Великий Новгород: НРЦРО, 2004.-160с. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Мурманский гос.пед.унт.— Мурманск, 2007. — 21 с.
Ковалев Л.Ф. Совершенствование методической работы как инструмент модернизации общего образования // Методист. — 2003. — № 2. — С.6—8. Каптерев П.Ф. О свойствах учителя // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1982. - 704 с. Каплунович Т.А. Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров/ Т.А. Каплунович, Е.В. Федорова. — Великий Новгород: НРЦРО, 2003-68 с. Конти Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. - 328 с. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: Распо ряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р// Инструктивно-методические рекомендации к 2006/2007 учеб ному году. Ч. 1. — М.: Центр «Школьная книга», 2006. — 304 с.
Коротков Э.М. Управление качеством образования. — М.: Академический проект, 2007. - 320 с. Корнешук Н.Г. Теоретико-методологические основы комплексной оценки качества деятельности образовательной системы: Автореф. дис. д-ра. пед.наук: 13.00.01. Магнитогорский гос. ун-т. — Магнитогорск, 2007. — 55 с. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. — М. Академия, 2001. — 272 с. Литвиненко Э.В. Мониторинг развития педагогического мастерства учи теля / Э.В. Литвиненко, Н.В. Гладик // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сб. матер. Международ, науч.-практич. конф. — М.: МПГУ, 2006. — М., 2006. — С. 101-103. Майоров А.Н. Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем // Школьные технологии. — 1999. — №5.-С. 84-115. Макарова Т.Н. Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях / Т.Н. Макарова, В.А. Макаров. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.
Макарова Т.Н. Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях // Завуч. - 2005. - № 4. - С. 4-15. Малеева НИ. Диагностико-технологическое управление циклом профессио нального совершенствования учителей в условиях методического объедине ния: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2003. - 242 с. Маркова А.К. Психология труда учителя.— М.: Просвещение, 1993. — 192 с. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с. «Московские инновации — база развития столичного образования» //Учительская газета.-2007.-№35 (23 августа), с. 10—11 Профессиональный стандарт педагогической деятельности под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова (Разработан по государственному контракту № П 243 от 11.09.2006). М., 2006.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001.88 с. Уиддет С. Руководство по компетенциям / Стив Уиддет, Сара Холлифорд. - Издательство: Hippo, 2004 - 228 с. Фоменко И. А. Аттестация педагогических работников общеобразователь ных учреждений: методические рекомендации и материалы Уиддет С. Руководство по компетенциям / Стив Уиддет, Сара Холлифорд. - Издательство: Hippo, 2004 - 228 с. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Д. Фрумин // Педагогика развития, ключевые компетенции и становление: Матер. XI науч. практ. конф. - Красноярск, 2003.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования /А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. Чернова Е.Ю. Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. НГТУ. — Новосибирск, 2005.-21с. Чупин В.Н. Аттестация общеобразовательных школ как средство развития целеполагания их руководителей: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. — Самара, 2000. - 240 с. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. — М. АПП ЦИТП, 1992. - 66 с.