Коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию младших школьников Фрагменты работы учителя начальных классов МОУ СОШ №70 Швецовой Н.В. в рамках экспериментальной площадки НИРО Научный руководитель зав. кафедрой начального образования, доцент Тивикова С.К.
Цель курсасоздание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи курсаЦеленаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех её аспектах, создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи. Формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом. Развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять возможности различных языковых средств связной речи. Воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов творческой интерпретации художественного текста. Пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребёнка как автора, способного к продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого потенциала. Воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Основные идеи, реализуемые в курсе. идеи развивающего обучения личностно-ориентированный подход индивидуально – дифференцированный подход художественно – эстетический принцип
Формы организации деятельности детей на урокеУчебное сотрудничество Взаимодействие с одноклассниками и взрослыми (в том числе с учителем) в процессе решения коммуникативных задач Работа в паре, группе, индивидуально
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было БогДля чего человеку Слово? Чтоб к добру было сердце готово, Чтоб творить, а не вытворять, Чтоб дарить, любить, создавать! Прежде чем говорить, мы снова Будем думать: зачем нам СЛОВО?!
Методика работы над письменными пересказами -Методика работы над традиционным изложением -Методика работы над изложениями на основе метода прогнозирования текста -Методика работы над изложением на основе метода прогнозирования по картине -Анализ собственного опыта при подготовке учащихся к написанию творчески работ Написание стихотворений - миниатюр
Методика работы над письменными пересказами1. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения. 2. Работа над заголовком текста, представляющая собой прогнозирование возможного содержания, структуры текста, в некоторых случаях – языковых средств. 3. Чтение текста изложения учителем по фрагментам. Постановка в ходе чтения вопросов, направленных на дальнейшее прогнозирование текста, сопоставление вариантов, предполагаемых детьми, с авторским.
4. Работа над основными микротемами текста – образца. Составление таблицы по тексту, включающей в себя три графы: персонажи текста, их характеристики, их действия. Таблица составляется на доске при активном участии детей 5. Орфографическая подготовка. Слова и словосочетания, трудные для написания, могут быть включены в таблицу. 6. Вторичное чтение всего текста целиком. 7. Написание текста изложения. 8. Самопроверка учащимися написанного. Самоконтроль может осуществляться и при помощи таблицы.
Составление таблицы по тексту. Работа над основными микротемами.
Методика работы над изложением на основе метода прогнозирования по картине
Сочинения детей Аркадий Пластов выбрал для картины «первый снег» неяркие краски. Снежинки падают с синего неба, переливаются, мерцают. Братишка и сестрёнка выбежали на крыльцо рано утром посмотреть на первый снег. Мальчика девочка одела, а сама накинула наспех только платок. Ребятишки зябнут, но уходить не хотят. Очень им нравится смотреть на первый падающий снег! Ворона важно разгуливает по двору. Она похожа на большую кляксу на чистом снегу. От этого тёмного пятна снег кажется ещё белее. (Надя Л.) Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Первый снег» неяркими, приглушёнными красками. Снежинки падают с синего неба и мерцают на фоне стены дома. Мальчик и девочка вышли из дома посмотреть на первый снег. Они очень торопились. На мальчике пальто и шапка, девочка накинула на себя только платок. Дети замерзли, но уходить не хотят. Очень красив падающий снег! В углу картины художник изобразил ворону. Она важно расхаживает по двору. Её темные очертания чётко выделяются на белом снегу и от это он кажется ещё белее. Первый снег как праздник в природе. (Лена Б.)
Анализ собственного опыта при подготовке учащихся к написанию творчески работ Свободный диктант Сочинение стихов по готовым рифмам Изложение на основе метода прогнозирования с реставрацией текстаи моделированием диафильма
Учимся писать стихотворения -миниатюры Правила составления синквейна: 1 строчка – тема 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – слова, продолжающие мысль 5 строчка эмоциональная точка, вывод Правила составления хокку: 1 строчка – описание 2 строчка – действие 3 строчка – мысль, чувства
Снежинка Холодный ветер На ладонь легла… Спит тихонько Куда делась? Что ему снится? Платонова А. Рылова А Кружевные снежинки Снежок В вальсе танцуют Белый,густой Залюбуйся! Летит, сверкает, кружится Токарев Н. Белое покрывало всю землю услало Зима! Айдова Л.